Логопедические занятия. Конспекты индивидуальных логопедических занятий план-конспект на тему Поурочные планы логопедических занятий

Пояснительная записка


Анализ методической работы по подготовке студентов-логопедов за период их преддипломной практики показывает, что большинство из них не справляется с самостоятельным составлением конспектов занятий. Трудности выражаются в отсутствии понимания целей и задач каждого этапа работы, неумении осуществлять подбор заданий для достижения данных целей и задач и характерных методических ошибках. Памятка и методические рекомендации по составлению конспектов разработаны в помощь студентам и логопедам, начинающим работать по ФГОС на этапе формирования фонетико-фонематических представлений у детей с нарушениями речи.

I. Общая памятка по составлению конспектов

  1. Соответствие темы, цели и содержания конспекта этапу коррекционной работы.
  2. Подчинённость всех заданий основной цели занятия.
  3. Логическая завершённость каждого задания (наличие мини-выводов).
  4. Плавность переходов от одного задания к другому (прогнозирование ответов детей, которые могут послужить ключевыми фразами для перехода к следующему заданию; учёт сюжетной и (или) тематической линии, если таковая имеется).
  5. Полнота изложения форм организации, методов и приёмов, видов работ.

II. Методические рекомендации к построению работы на разных этапах занятия


1. Мотивационно-целевой этап


Первый этап занятия по ФГОС называется «мотивационно-целевой». Мотивация возникает тогда, когда дети видят проблему, несоответствие. Необходимо подвести ребят к видению этой проблемы, а затем – решать её вместе с ними. Например, предложим выяснить, чем похожи дифференцируемые звуки [л’] – [й’]. Актуализируя имеющиеся знания об этих звуках, даём им характеристику (к примеру: согласные, звонкие, мягкие) и делаем вывод, почему именно эти звуки «пришли» на занятие (они похожи). Цель занятия вытечет сама собой из вывода: раз звуки так похожи друг на друга, значит можно их перепутать, поэтому есть необходимость научиться их различать. Обозначение смешиваемых звуков [л’] – [й’] буквами – это уже следующий этап («ориентировочный»), так как в буквенном обозначении данных фонем содержится различие, на него будем тоже опираться при дифференциации.

Таким образом, технология работы на мотивационно-целевом этапе может быть следующей:

  • Подводим детей к формулировке темы. (Что будем изучать, о чём будем говорить)
  • Ставим проблему. (В чём может возникнуть трудность? Какова опасность? Что мы умеем, а что – нет? Что уже знаем, а что – нет?)
  • Формулируем цель. (Цель вытекает логически из поставленной проблемы: что не знаем – надо узнать, что не умеем, надо научиться. Если есть какая-то опасность (трудность), надо с ней разобраться). Т.е. для постановки цели необходимо актуализировать имеющиеся представления у детей.

Пример построения работы на мотивационно-целевом этапе на занятиях по теме «Звуки [л] – [л’]. Буква «л»:

Два подхода к постановке проблемы.
  • (Более лёгкий вариант) Если тема звучит как «Звуки [л] – [л’]», можно актуализировать знания о звуках, а именно, определить общие их свойства (согласные, звонкие, язык поднят кверху и т.д.). Тогда вытекает проблема – их можно перепутать и неправильно произнести. Ставим цель: будем учиться правильно произносить звуки.
  • Если запишем и сформулируем тему как «Звуки [л] – [л’]. Буква «л», то мы будем актуализировать знания о звуках (какие они, чем похожи и чем различаются) и их буквенном обозначении (одна буква может обозначать два звука). Какая проблема из этого вытекает? (Можно неправильно произнести слово, прочитать слово, написать его). Тогда цель: научиться правильно произносить слова с этими звуками, читать и писать их.

В Инструктивно-методическом письме А.В.Ястребовой и Т.П.Бессоновой тема звучит: «Звуки [л] – [л’]. Буква «л». В соответствии с последовательностью работы над преодолением фонетико-фонематических нарушений («фонема – артикулема – графема - кинема») не будет ошибкой, если на первом занятии поучим детей произносить и различать звуки. На последующем (последующих) занятии (занятиях) можно уделить внимание в структуре занятия исследованию написания буквы «л» и прописыванию её отдельно от других букв и в слиянии с ними (профилактика оптической дисграфии, т.к. часты случаи добавления лишних элементов к букве). Иными словами, целью первого занятия будет осуществление коррекции звукопроизношения и формирование фонематических представлений, а основной целью второго (или последующих занятий) – совершенствование звуко-буквенных представлений, оптико-пространственной ориентировки и графо-моторных функций.

2. Ориентировочный этап


Цель этого этапа – обучить детей, как работать, чтобы достичь поставленной цели. (Как различить звуки и буквы; как правильно произносить звук, писать и читать букву)

На ориентировочном этапе можно предложить задание:

Чем отличается звук от буквы? («Звук я слышу, произношу, Букву вижу, читаю, пишу»).

Таким образом мы отрегулируем деятельность детей, подскажем способ решения поставленной задачи: как научиться правильно произносить звуки и обозначать их буквой, какие органы будут участвовать в этой работе.

На занятиях по дифференциации звуков ориентировочный этап может быть проведён в виде повторения и закрепления способов их различения. Тогда основная работа на данном этапе будет направлена на решение вопроса: как научиться различать звуки?

3. Поисково-исследовательский этап


Поисково-исследовательский этап предполагает выявление неизвестной информации путём использования имеющихся знаний, творческий подход к реализации цели занятия.

Например, на занятии по теме «Звуки [л], [л’] и буква «л» можно предложить детям пофантазировать - на что похожа буква «Л»? Очень уместна работа на анализ составных частей буквы (сколько элементов в прописной букве? Какие они? На что похожи? Как и где соединяются между собой). В качестве продуктивной деятельности на этом этапе целесообразно предложить детям либо прописать букву, либо построить её из бумажного конструктора (обвести по контуру, собрать из камушков, пуговиц или другого подручного материала по заранее заготовленным контурам – вариантов может быть много).

Отличным материалом для исследовательской деятельности может послужить набор картинок с изображением названий знакомых артикуляционных упражнений. Детям предлагается выбрать только те, которые помогут им научиться правильно и красиво произносить звук или звуки занятия. В процессе выполнения этого задания дети анализируют, на что направлены те или иные артикуляционные упражнения, а затем проверяют правильность выполнения задания совместно с логопедом. Это задание творческое, оно активизирует мыслительный процесс: дети должны сообразить сами, а для чего, в сущности, нужна артикуляционная гимнастика, и какие именно упражнения им будут полезны на текущем занятии. Другой вариацией этого задания может быть самостоятельная работа детей (в парах или группе) по разбиению тех же картинок на две группы по принципу различных положений языка, губ, зубов. Этот вид задания прекрасно зарекомендовал себя на занятиях по дифференциации звуков [с] – [ш], [з] – [ж], [л’] – [й’].

4. Практический этап


Практический этап является основным этапом, на котором идёт закрепление новых знаний в разных видах деятельности по схеме: «Звук – слог – слово – словосочетание – предложение – текст». В связи с этим логопед так организует образовательный процесс, чтобы дети смогли обучать друг друга и (или) сами себя с помощью специально подобранных логопедом тренировочных упражнений. Наиболее ярко здесь проявляется системно-деятельностный подход, который не исключает, а, напротив, предполагает адресную помощь детям. Индивидуализация происходит благодаря использованию разных форм организации работы, подбору материала для каждого ребёнка или подгрупп в зависимости от уровня овладения тем или иным навыком.

Вот примеры такого вида организации части занятия:

  • Дети, не испытывающие затруднения в произношении и дифференциации звуков, самостоятельно выписывают из текста слова с изучаемыми буквами. Менее сильная подгруппа в это время работает с логопедом.
  • Дети, не владеющие умением произносить поставленные звуки в словах, отрабатывают это умение самостоятельно на уровне слогов по предварительному объяснению учителя. Параллельно вторая подгруппа может выполнять задания, требующие последовательной согласованной работы с учителем.

Важно осуществлять отработку навыков произношения и дифференциации звуков на разном лексическом материале, но использовать данный материал для решения одновременно нескольких задач: отработке навыков деления слов на слоги, выделения ударного гласного, звуко-буквенного анализа, работе над интонационной выразительностью, восполнением пробелов в лексико-грамматическом строе и т.д.

5. Рефлексивно-оценочный этап


На последнем этапе проводится заключительная беседа с детьми, направленная на обобщение выполненных заданий путём припоминания и формулирования основной цели занятия. Основной вопрос - не «Что мы сегодня делали?», а «Чему мы учились?» Именно этот вопрос помогает ребёнку сориентироваться в собственной системе знаний и определить, какие трудности у него возникали, что удалось хорошо, а что – не очень. Не лишним было бы предложить детям оценить свою работу. Так формируется мотивация и целеполагание: «Чем бы вы хотели заняться на следующем занятии?» Для повышения устойчивости учебных мотивов уместно направить детей на размышление о том, для чего им это нужно, где могут пригодиться усвоенные знания и (или) умения. Например:

Посмотрите на наш план и вспомните, в чём он нам сегодня помог? (Различать звуки [З] – [Ж])

При выполнении какой работы звуки было различать легче всего? А труднее всего?

Почему, как вы думаете?

Какой вывод мы можем сделать? (Нужно учиться следить за произношением звуков в речи)

Для чего нам нужно уметь правильно произносить звуки? (чтобы правильно говорить, читать, писать)

На каких уроках вам пригодятся сегодняшние знания и умения?

Посчитайте баллы. Что увидели? Молодцы!

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

2 КЛАСС

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели занятия

III. Работа по теме:

А) повторение гласных букв;

Б) образование твердых и мягких слогов;

В) предложение и их типы;

Г) парные согласные;

Д) перенос слов;

Е) перенос слов с буквой Й;

Ж) обозначение мягкости согласных гласными буквами;

З) мягкий знак на конце слова;

И) правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу.

2. Чтение рассказа «Два жадных медвежонка».
3. Проверочный диктант.
Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл всю землю белым ковром. Замерзла река. Птицам голодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеб и зерна. Летом посевам нужна защита.
IV. Итог занятия.

Тема: Углубленное обследование письменной и устной речи учащихся.

Цель: выявление пробелов в знаниях учащихся, умение работать с деформированным текстом.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

III. Работа по теме:


  1. Проверка знаний за первый класс:
а) гласные буквы и прямой слог;

Б) перенос слов;

В) предложение (повествовательное, вопросительное, восклицательное);

Г) мягкий знак в середине слова;

Д) ударение;

Е) парные звонкие и глухие согласные;

Ж) большая буква;

З) предлоги.


  1. Чтение рассказа «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

  2. Изложение
Воробей и ласточки.

Ласточка свила гнездо. Воробей увидел гнездо и занял его. Ласточка позвала на помощь своих подруг. Вместе ласточки выгнали воробья из гнезда.

1.Что сделала ласточка?

2. Что сделал воробей?

3. Кого ласточка позвала на помощь?

4. Что сделали ласточки?
IV. Итог занятия.

Тема: Углубленное обследование письменно и устной речи учащихся.

Цель: выявить пробелы в знаниях учащихся, умение работать с деформированным текстом.

Ход занятия.


  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и цели занятия.

  3. Работа по теме:
1.Проверка знаний за первый класс:

А) предложение, слово, слог;

Б) парные звонкие и глухие согласные;

В) слова, отвечающие на вопросы кто? что?;

Г) слова, отвечающие на вопросы что делает? что сделал?;

Д) слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое?;

Е) техника чтения и пересказ;

Ж) времена года.

2.Составить из слов предложение:

А) около, строят, парка, дом;

Б) дом, три, в, этажа;

В) это, школа, наша, новая;

Г) школу, году, построили, этом, в;

Д) наш, на, класс, этаже, втором.

3.Техника чтения и пересказ «Иван-царевич и серый волк».


  1. Итог занятия.

Тема: Слово и слоги: прямой, обратный, открытый, закрытый.

Цель: учить детей делить слова на слоги.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

III. Работа по теме.

1.Сколько гласных в слове, столько и слогов. Слова переносятся с одной строки на другую по слогам. Слова из одного слога не переносятся, например, мост. Слог из одной буквы не переносится, например, Юля.

А) Знакомство со слогом:

Ба, бо, бе, би, бу, ва, во, ве, ви, ву, вы, га, го, ге, ги, гу, да, до, де, ди, ду, ды, за, зо, зе, зи, зу, ка, кю, ке, ки, ку, и т.д. Аза, апы, осо, озу, осы, язы, узы.

Б) деление слов на слоги: односложные, двусложные, трехсложные.

В) из односложных слов: сом, сам, мал, лук, мир, мяч, зал, жар, куст, стол, мост, брат, друг, стул, клен, кнут.


г) из двусложных слов: мыло, ноты, мука, сода, жало, зубы, куры, карта, кошка, ручка, рыба, мышка, крыло.

Графическое изображение слогов
д) из трехсложных слов: машина, лопата, сорока, домики, рыбаки, лебеди, гусята, бумага, сапоги, берега.

Графическое изображение слогов
Порядок слогов в слове

Чтобы получались слова, необходимо слоги не путать, а произносить их по порядку.

Па – ла ла – па Ки - ма

Ки – ра ра – Ки ма – ки


  1. Итог занятия.
Тема: Предложение. Слова односложные, двусложные и многосложные.

Цель: учить детей делить на слоги двусложные, многосложные слова.

Ход занятия.


  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и цели занятия.

  3. Работа по теме:

    1. Предложение – это слово или несколько слов, выражающих законченную мысль.

    2. Повторение пройденного
Ученики выполняют и называют гласные первого и второго ряда.

3. Знакомство со слогом:

А) работа с односложными, двусложными, многосложными словами:

Май, этаж, лес, рот, дом, жар, сад, стол, конь, пруд, пень – односложные слова.

Коза, заяц, овцы, петух, садик, домик, столик, кони, жарко, пруды, кусты, лесок – двусложные слова.

Корова, молоко, собака, деревня, телята, листики – трехсложные слова.

Милиционер, учительница, земляника, хранилище – многосложные слова.

4. Определение количества слогов в слове.

А) в каждом слоге есть гласный звук. В слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков.

Дом, у-чеб-ник, кни-га, ба-то-ны, бул-ки, ре-бя-та, уче-ник, урок, са-ни-тар, зво-нок, кни-га, ко-ро-ва, мо-ло-ко.

Б) Слог может состоять:

Из одной гласной буквы о-сень. Из гласной и одной согласной до-ро-га.Из гласной и нескольких согласных стро-йка.


  1. Графическое изображение

  1. Итог занятия.

Тема: Работа над предложением.

Цель: дать понятие ученикам о предложении.

Ход занятия .


    1. Организационный момент.

    2. Сообщение темы и цели занятия.

    3. Работа по теме:

  1. Работа с предложением
а) Девочка читает сказку

(начертить схему) Ефименкова с.19-20

Б) Предложение получается тогда, когда слова живут в согласии. Мальчик, рисовать, кошка – нет согласия. Мальчик рисует кошку – слова стали жить в согласии. (см. Ефименкова с. 20)

В) составить предложение из двух слов так, чтобы первое слово обозначало предмет, а второе действие предмета.

Звезда падать, рыба плавать, дождь идти (начертить схему)


  1. Звезда падает. 2. Рыба плавает. 3. Дождь идет. (начертить схему)

  2. Понятие об интонационной законченности предложения, опираясь на слуховое восприятие. (Ефеменкова с.22-24).
а) повествовательное предложение о чем-нибудь сообщает. В конце его ставится точка.

В класс вошла учительница.

Б) вопросительное предложение содержит вопрос (?) В конце него ставится знак вопроса (?)

Кто сегодня дежурный?

В) восклицательное предложение выражает сильное чувство или призыв. В конце него ставится восклицательный знак (!)

Да здравствует мир во всем мире!


    1. Итог занятия.

Тема: Выделение предложения из речи.

Цель: развитие фонематического слуха, зрительного внимания, памяти.

Ход занятия.


  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и цели занятия.

  3. Работа по теме.
1.Отдифференцировать понятие «звук» - «слово». Дать первоначальное представление о звуке речи, как смыслоразличителе слова.

А) беседа о звуках речи (Ефеменкова с. 87 –88)

Б) слоговая работа: прослушать слоги, назвать одинаковые звуки:

Па- пы-пу, са-со-сы, ас-ап-ат,

То-ты-та, му-ту-пу, ок- он-от.

В) Наша речь состоит из слов, каждое слово – это часть речи.

Г) Слова в нашем языке делятся на большие группы, или части речи:


  • имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги,
местоимение.

Название предметов (кто? что?) лето, снег, лиса – это имена существительные.

Название действий (что делать? что сделать?) ждать, подуть, стоять – это глаголы.

Название признаков предметов (какой? какая? какое? Какие?) – золотой, зеленая, жаркое, белые – это имена прилагательные.

Пролетело жаркое лето. Прошла золотая осень. Выпал снег. Пришла вьюжная холодная зима. Подул студеный ветер. Голы стоят в лесу деревья. Зеленые сосны и ели ждут белой зимней одежды.


  1. Итог занятия.

Тема: Составление предложений из слов.

Цель: развитие фонематического слуха, зрительного внимания, памяти; формирование слышать, различать.

Ход занятия.


  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и цели занятия.

  3. Работа по теме.

а) Составление предложений по картинкам (Ефеменкова с. 48-49).

Б) составить предложения из двух, из трех, четырех, пяти и более слов, выделить главные слова в предложении.


  1. Девочка чистит.

  2. Девочка чистит апельсин.

  3. Девочка чистит спелый апельсин.

  4. Девочка чистит спелый апельсин брату.

  5. Девочка ножом чистит спелый апельсин брату.
в) составление предложений по картинкам (Ефименкова с. 49)

  1. Девочка моет.

  2. Девочка моет пол.

  3. Маленькая девочка моет пол.

  4. Маленькая девочка моет паркетный пол.

  5. Маленькая девочка моет паркетный пол щеткой.
г) из слов составить предложение.

  1. Дети, снежную, стоим, во, дворе, горку.

  2. Лена, лопатой, клала, на, снег, санки.

  1. Дети во дворе строили снежную горку.

  2. Лена клала лопатой на санки снег.

IV. Итог занятия.

Тема: Расчленение предложений на слова .

Цель: развитие фонематического слуха, зрительного внимания, памяти, формирование слышать, различать звук и букву.

Ход занятия

I.Организационный момент.

III.Работа по теме.

А) Предложение – это слово или несколько слов, выражающих законченную мысль.

Утро. Ребята спешат в школу.

Б) Слова – название предметов, действий, признаков.

Слова, отвечающие на вопрос кто? что? обозначают предметы.

Кто? – учитель, ученик, девочка – живые предметы.

Что? – класс, тетрадь, карандаш – неживые предметы.

В) Слова, отвечающие на вопросы что делает? что делал? что сделает? обозначают действие предметов: спит, работает, решает, бежит.

Г) Составить с данными словами 2-3 предложения, подчеркнуть название предметов одной чертой, название действий – двумя.

Утром, поле, кипит, в, работа.

Пшеница, грузовики, везут.

Урожай, собрали, богатый, в, этом, году.


  1. Утром в поле кипит работа.

  2. Грузовики везут пшеницу.

  3. В этом году собрали богатый урожай.
Д) Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какие? какое? Обозначают признаки предметов: свежий ветер, красная лента, сладкое яблоко, молодые деревья.

1. Опадают желтые листья.

2. Часто моросит мелкий дождь 3. Цветут пестрые астры.

IV. Итог занятия.

Тема: Заглавная буква.

Цель: развитие фонематического слуха, зрительной памяти, внимания, закрепление знаний детей о написании большой буквы.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели занятия.

III. Работа по теме.


а) предложение и слово

Первое слов в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставится точка(.),вопросительный(?), или восклицательный (!) знаки.

Хорошо летом на реке! Ребята плавают и ныряют. Ты умеешь плавать?

Предложение выражает законченную мысль.

Б) имена и фамилии людей, клички животных, название городов, сёл, улиц, озёр, рек, морей пишутся с большой буквы.

1. У Наташи Чудовой живёт кошка Дымка.

2. Я дружу с Вовой.

3. Моя фамилия……………… 4. Моё имя……………………

В) звуки и буквы

На письме звуки обозначаются буквами. Подчеркнуть звуки, которыми отличаются слова.

Капля – цапля

Гора – кора

Речка – печка

Ворона – ворота

Гласные звуки а, о, у, ы, и, э.

Гласные буквы а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я.

Г) согласные звуки и буквы

Б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.

Б В Г Д Ж З – звонкие парные согласные

П Ф К Т Ш С – глухие парные согласные

Бобы, посевы, утюги, сады, сторож, грузы.

IV. Итог занятия.

Тема: Звук и буква А.

Цель: развитие фонематического слуха, зрительной и слуховой памяти, внимания; формировать умение слышать и различать звук и букву А.

Ход занятия

I.Организационный момент.

II.Сообщение темы и цели занятия.

III.Работа по теме.


  1. Развитие фонематического слуха.
а) краткая характеристика звука и буквы А;

Б) работа с сигнальными карточками; цифровой ряд;

В) работа в тетрадях:

Выделить звук и букву А в слогах:

Ба, ва, га, да, жа, за, ка, ла, ма, на, па, ра, са, жа, та, фа, ча, ша, ща.

Выделить звук и букву А в словах:

Мама, Миша, рыба, трава, страна, семена, осока, гора, лебеда, собака, беседа, беда, вагоны, доска, марка, аист, чаща, фары, шапка, бабушка, кошка, лапка, мышка, папа, роза, малыш, сад, рама, санки, книга.

Выделить звук и букву А в предложениях:

У мамы сын Миша. Сын мал. У мамы Луша. Она мала. Папа и мама были дома. Папа читал газету, мама читала книгу. Это наш сад. В саду роза. У розы хороший запах. Роза хороша.

2. Повторение грамматической темы.

Перенос слов.

Слова переносятся с одной строчки на другую по слогам. Одну букву нельзя оставить на строке и переносить на новую строку.

Ко-тя-та, ри-сую, оре-хи, яго-ды, кот, са-дик, конь, пру-ды, кус-ты, лес, ле-сок.
IV. Итог занятия.
Тема: Звук и буква Я.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели занятия.

III. Работа по теме.


  1. Развитие фонематического слуха:
а) краткая характеристика звука и буквы Я ;

Б) работа с сигнальными карточками и цифровым рядом;

В) работа в тетрадях:

Выделить звук и букву Я в слогах:

Бя, вя, гя, дя, зя, кя, пя, мя, ня, пя, ря, ся, тя, фя.

Выделить звук и букву Я в словах:

Яма, ящик, Зоя, стая, моя, Коля, Катя, воля, пряник, пятно, ряд, Оля, всякий, вяжут, озяб, рядом, слякоть, стоя, мяч, ягоды.

Выделить звук и букву Я в предложениях:

Наша Оля мала. Наташа сама рыл ямку. Боря искал ягоды. Люба мяла глину. Зоя сядь и сама читай книгу. Зоя мала, да умна.


  1. Повторение грамматической темы.
Перенос слов.

Слова переносятся с одной строчки на другую по слогам.

Ко-зы, ов-цы, за-яц, пе-тух, ко-ро-ва, мо-ло-ко, де-рев-ня, со-ба-ка, те-ля-та, ло-шадь, мед-ведь, яго-ды.
IV. Итог занятия.

Тема: Звук и буква Я

Цель: развитие фонематического слуха, зрительной и слуховой памяти, внимания; формировать умение слушать и различать звук и букву Я.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели занятия.

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!

Правильная речь является важным условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.

Для того, чтобы процесс адаптации к школе у ребенка проходил легче, к началу школьного обучения у реб ё нка должны быть сформированы :

1. Высши е психические функции (внимание, восприятие, мышление, память).

2. Правильное звукопроизношение.

3. Представление о звуковой системе языка (умение различать звуки на слух (фонематический слух), умение определять первый, второй, третий и т.д. звук в слове (фонематический анализ), умение самостоятельно придумывать слова на заданный звук (фонематические представления)).Не путайте букву со звуком. Звук это то, что мы слышим, буква, это что мы пишем.

4. В предложении первоклассник может назвать слова по порядку. Ребенок умеет отвечать на вопросы «Кто?», «Что?», «Что делает?», «Какой?» и сам поставить вопросы к словам в предложении. 6-7-летний реб ё нокспособенрасчленитьречьнаотдельныеграмматическиеединицы .

5. Должнабытьразвитамелкаямоторикакистейрук .

6.Умение ориентироваться в собственном теле и окружающем пространстве (право - лево).

7. Должен быть широкий кругозор (дни недели, времена года, месяцы, классификация и т.д.). Если устной речью ребенок овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть.

Проблема с почерком - довольно распространенная в начальной школе. Обучение письму - сложный вид работы для любого малыша. Исследования показали, что в начале обучения первоклассники на уроке письма испытывают физические и психические нагрузки того же уровня, что и космонавты в момент старта. Навыки письма вообще формируются позже умения читать или считать. Затруднения возникают, если у ребенка недостаточно развита мелкая моторика, то есть умение управлять тонкими движениями пальцев и кисти рук.

Что делать в этом случае? Хорошая тренировка пальчиков: лепка, собирание конструктора с мелкими деталями, сборка головоломок Puzzle ("паззлов"), складывание узоров из мозаики или других мелких предметов - спичек, пуговиц, вырезание ножницами по контуру, нанизывание бусинок, перебирание крупы(например, горох с гречкой, рис с гречкой и другие варианты)

Заведите специальную тетрадь для упражнений, по которой ребенок будет следить за своими успехами. Главное- не заставляйте его просто писать как можно больше.

Можно подобрать интересные и забавные задания, развивающие зрительно-моторную координацию. Например, требуется прочертить карандашом путь между двумя извилистыми линиями, не касаясь их. Или обвести какой-то рисунок, но не по контурной линии, а рядом с ней - с внутренней стороны или с наружной. Штриховка, раскрашивание рисунков с мелкими деталями, дорисовывание симметричной половинки к незаконченному рисунку. Детям очень нравится рисовать по клеточкам под диктовку ("Одна клетка вправо, две влево и т.д.").

Но есть и более серьезные нарушения, когда школьнику трудно овладеть чтением и письмом.

Дети с этими нарушениями допускают ошибки при чтении: пропускают буквы, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов... Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: “Б–П”, “Д–Т”, “К–Г”, “С–З”, “Ж–Ш”. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются. При трудностях овладения письменной речи ребенок с трудом овладевают письмом: диктанты содержат множество грамматических ошибок. Он не используют заглавные буквы, знаки препинания, у него ужасный почерк, отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: “З” и “Э”, “Р” и “Ь” (мягкий знак), дописываю лишний элемент или, наоборот, пропускают.

Чтобы реб ё нок умел слышать учителя , обращайте внимание на то , как он понимает ваши словесные инструкции требования . Старайтесь выражать их ч ё тко , немногословно , доброжелательно и спокойно . Ваши требования д олжны быть посильны для реб ё нка . В собственной речи ч ё тко проговаривайте окончания слов , дайте реб ё нку возможность услышать изменения окончания слов в различных контекстах , правильноупотреблятьграммати ческие формы и т.д. Например, это книга; нет книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу. Миша рисовал, а Таня рисовала.Важно обращать внимание ребенка на смыслообразующие элементы речевой системы – глаголы, на примерах из повседневной жизни, учить детей дифференцировать их по смыслу - встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т.д.; привлекать внимание ребенка к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов контекстной речи и изолированно, особенно сложных предлогов из-за, из-под - положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спинку и т.д.Для улучшения грамматического срой речи можно использовать речевые игры: «У меня синий шар, а что у тебя…», желтое яблоко, красная машина, 3 красных яблока, 7 красных яблок, 8 легковых машин, 9 воздушных шаров. Обращайте внимание реб ё нка на процесс приготовления пищи , е ё качества , состав , продукты , из которых готовится блюдо . Н апример , как готов им: варим, жарим, печ ё м , чистим ; вкусовые качества : вкусная , сладкая , горькая , горячая , холодная ; цвет : зел ё ный , ж ё лтый .

Самое главное: не берите на себя роль учителя. Не угнетайте ребенка своим превосходством, своими прошлыми школьными успехами. Лучше вспомните ваши трудности в обучении и, главное, как вы их преодолевали. Для успеха любого дела главное – доверительные взаимоотношения.

Вызвать у детей потребность в общение с людьми. Воспитывать умение слушать и слышать педагога. Активизировать активный и пассивный словарь по лексической теме: «Домашние животные». Умение узнавать и называть животных по картинкам.
Формировать целостное восприятие предметов (изображений животных).
Развитие речевого дыхания, общей и мелкой моторики. Развитие зрительного, слухового внимания. Развитие мышления. Совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи. Задачи реализуются через игровые ситуации.

Конспект урока по теме "Дифференциация Т-Д" представлен в рамках современного логопедического занятия. В ходе работы используются элементы проектной деятельности: умение следовать инструкции, сравнивать результат с тем, что требовалось выполнить; включение индивидуальных заданий в зависимости от зоны ближайшего развития каждого ребёнка. Разработка будет полезна учителям- логопедам, работающим в школе.

Целевая аудитория: для логопеда

Конспект урока по теме "Письмо Деду Морозу" представлен с элементами гимнастики мозга. В ходе рабочего часа вводится атмосфера интереса- тайны. Происходит знакомство с правилами написания письма, а так же уделяется внимание словарю Ожегова. Дети являются активными партнёрами учителя на протяжении всей коррекции. Такой подход соответствует современным требованиям.

Целевая аудитория: для логопеда

Конспект урока по теме "Дифференциация звуков С-Ш" представлен с использованием приёмов сопровождения методами двигательной коррекции. Обеспечение взаимодействия правого и левого полушарий является основой интеллектуального развития. На занятии дети формируют тему занятия, принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск необходимой информации. Формируют самооценку на основе успешной деятельности.

Целевая аудитория: для логопеда

Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков ж-ш. Рассчитан на детей среднего школьного возраста. Красочная презентация помогает поддерживать интерес и внимание ребёнка на протяжение всего занятия. На занятии у ребёнка есть возможность самостоятельно выполнять задания на компьютере.

Целевая аудитория: для логопеда

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции нарушений звукопроизношения
Тема: дифференциация звуков [р] и [р’] в словах.
Лексическая тема: путешествие в город профессий.
Технологии: игровая (занятие-путешествие), информационно-коммуникативная.
Цель: развивать умение различать звуки [р] и [р’] на материале слов.
Задачи:
Образовательные:
- тренировать различать звуки [р] и [р’] в словах;
- развивать слуховое внимание, фонематический анализ, синтез и представления;
- актуализировать и уточнить значение слов по лексической теме «Профессии»;
- развивать навык словообразования суффиксальным способом;
Коррекционно-развивающие:
- развивать логическое мышление, коммуникативные умения и навыки;
Воспитательные:
- воспитывать любознательность, познавательную активность и интерес к учебной деятельности в целом.

Целевая аудитория: для 4 класса

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука Ш в середине слова. Рассчитан на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.Желание помочь и угостить Степшку морковкой поддерживает интерес и внимание ребёнка на протяжении всего занятия.Специальные задания для школьников тренируют навыки чтения и письма.

Договор

Между учителем – логопедом образовательного учреждения ГБОУ…………………………………………..и родителями (законными представителями) обучающегося _________________________ (Ф.И.ребенка) данного образовательного учреждения о его логопедическом обследовании и коррекции звукопроизношения.

Учитель –логопед ГБОУ………………………………………. и именуемые в дальнейшем «родители» (законные представители) заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Учитель – логопед:

1.1. Информирует родителей (законных представителей) обучающегося воспитанника ГБОУ………………………………………………….. о речевых недостатках.
1.2. Знакомит с условиями и требованиями коррекционного сопровождения.
1.3.Разрабатывает индивидуальную программу коррекционного сопровождения и проводит занятия в соответствии с этой программой.
1.4. Дает необходимые рекомендации родителям для занятий с обучающимся.

2. Учитель – логопед имеет право:

2.1.При необходимости направить обучающегося воспитанника к другим специалистам.
2.2. При отсутствии обучающегося воспитанника втечении 2 недель без уважительной причины и своевременном не информировании о причинах отсутствия расторгнуть настоящий договор и прекратить занятия.

3. Родители (законные представители) обучающегося воспитанника:
3.1. Выражают согласие (несогласие) для коррекционно – логопедического сопровождения обучающегося воспитанника в соответствии с показаниями учителя – логопеда в рамках профессиональной компетенции и этики учителя – логопеда.
3.2.Выражают согласие принимать активное участие в устранении речевых недостатков, выявленных вследствии обследования:
3.2.1.Оказывают помощь ребенку в усвоении коррекционной программы в
домашних условиях.
3.2.2. Выполняют рекомендации учителя – логопеда.
3.2.3.При необходимости ведут тетрадь для логопедических занятий.
3.2.4.При продолжительном отсутствии ребенка в ОУ продолжают занятия в
домашних условиях по заданию учителя – логопеда.
4.Настоящий договор действует с _________ по ___________.

5.Договор составлен в двух экземплярах, один у учителя – логопеда, другой у родителей (законных представителей).
6. Учитель – логопед:………………….. Родители Ф.И.О.(роспись):
телефон:
телефон ГБОУ

Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА УЧАЩЕГОСЯ

1.Фамилия, имя, дата рождения…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

2.Школа, класс………………………………………………………………………………….

3. Домашний адрес…………………………………………………………………………………………………

4.Телефон…………………………………………………………………………………………

5. Посещал ли детский сад (логопедическую или массовую группу)………………………………………………………………………………………………

6. Речевая среда (есть ли в семье заикающиеся, с речевыми дефектами, двуязычие)…………………………………………………………………….

7. Раннее физическое развитие (когда стал сидеть, стоять, ходить)……………………………………………………………………………………………….

8. Раннее речевое развитие (когда появились лепет, гуление, первые слова)………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ……………………………………………………………………………………………

«РОДИТЕЛИ НАРАВНЕ С УЧИТЕЛЕМ НЕСУТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОСЕЩЕНИЕ СВОИМИ ДЕТЬМИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И ЧЕТКОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ИНСТРУКЦИЙ ЛОГОПЕДА»

ДАТА ЗАПОЛНЕНИЯ ПОДПИСЬ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование работы по коррекции дисграфии в 1 классе

№ п/

Педагогическая симптоматика

Причины трудности

Виды коррекционных упражнений

Несформированность фонематического слуха

Смешение гласных, согласных тв.- мг., гл.-зв.

Прпуски гласных

  1. Установка звуков или уточнение артикуляции звука.
  2. Дифференция гласных звуков;
  1. В ряду гласных(3, 5, 6 гласных);
  2. В ряду слогов (3, 5, 7 слогов);
  3. В ряду слов(1-сложные, 2-сложные, 3-сложные слова, данные с гласным в начале, середине и в коне слова, на I месте, II месте, III месте);
  4. Привести примеры слов с данным звуком в середине, начале и в конце слова;
  5. Выделить лишний звук, слог, слово;
  6. По гласным подобрать слог, слово: _а, а_, _а_а, _о_о_о, _у_ы;
  7. По согласным составить слово, слог: дм, кт, мр, тк.
  1. Дифффереция согласных:
  1. Учить различать звук среди других речевых звуков (в том числе и среди близких по акустическим и артикуляционным признакам): из звукового ряда, слогового ряда, из начала, конца, из середины слова;
  2. Тонкая дифференция: выделить только твердые согласные, только мягкие, только звонкие, только глухие согласные;
  3. Различать слоги, слова, близкие по звуковому составу;
  4. Выделить слова, слоги, включающие два оппозиционных звука: сказка, глухой, проба, дата;
  5. Работа с «конфликтными» картинками-словами: молоток-молоко, борода- брод, вешалка-вешенка.

Предварительный просмотр:

Планирование работы по коррекции дисграфии 2-4 класс

№п/

Педагогическая симптоматика

Причины трудности

Коррекционные упражнения

Нарушение правила правописания

Безударные гласные, звонкие и глухие согласные, мягкость и твердость согласных, йотированные гласные, непроизносимые согласные. правописание предлогов, правописание предлогов

Понятие «согласные» Твердые согласные (звуки и буквы).

Мягкие согласные (звуки, буквы).

Дифференциация мягких и твердых.

Слоги с твердыми согласными.

Слоги с мягкими согласными.

Дифференциация тв. и мг.

Слова с мягкой согласной в конце слова.

Слова с мягкой согласной в середине слова.

Деформированные тексты.

Тексты с заданием.

Понятие «согласные» Звонкие согласные (звуки. буквы).

Глухие согласные (звуки, буквы).

Дифференциация звонких и глухих. Звонкие и глухие в начале слова.

Звонкие и глухие в середине слова.

Звонкие и глухие в конце слова.

Подбор родственных слов.

Выделение проверочных слов.

Провоцирующие тексты. Деформированные тесты.

Тексты с заданием.

Понятие «гласный звук»

Гласный звук, буква.

Согласный звук, буква.

Дифференциация. Состояние фонематического слуха. Анализ и синтез на гласных.

Ударный слог.

Безударный слог. Безударная гласная. Подбор родственных слов.

Выделение проверочных слов.

Провоцирующие тексты.

Деформированные тексты.

Тексты с заданием.

Нарушение основных синтаксических конструкций (простое предложение с однородными членами)

Незаконченность, неполнота мысли, пропуск слов, неправильный их порядок, нарушение связи слов, повторы слов в предложении.

Составить предложение по схеме.

Составить схему предложения.

Составить предложение по картинке.

Ответить на вопрос по картинке.

Составить предложение по действию игрушки.

Составить предложение с употреблением данных названий картинок.

Составить тематическое предложение.

Дополнение предложений по картинкам словом по вопросу.

Составить предложение по заданной схеме (вопросам).

Самостоятельно составить предложение по индивидуальным картинкам.

Составить предложение по картинкам с употреблением предлогов.

Составить предложение (по картинкам) с однородными членами.

Составить ответы на вопросы.

Составить вопросы к данным ответам с применением картинок.

На слух выделить из текста предложение.

Разделить текст на предложения.

Составить и записать предложение по картинке.

Неправильные согласование

Несформированность навыка в постановке вопросов от существительного к …

Умение составить словосочетание по 1 слову (подбор прилагательных и глаголов).

Составить словосочетание по вопросам: Кто? ____ Какой?

Кто? _____ Что делает?

Поставить вопрос и дописать словосочетание: Книга? старинн.., Луг? заливн.. .

Составить словосочетание из деформированных слов: стол – дерево, стул – красить, пол – пакет.

Работа с деформированным предложением.

Работа с деформированным текстом.

Работа с провоцирующим текстом.

Предварительный просмотр:

Поурочное планирование логопедических занятий с группой учащихся 1 класса (развитие речи).

1. Вводно-организационное занятие.

2. Речь и предложение.

3-5 Предложение и слово.

6-8 Слово и слог.

9. Звуки окружающей среды.

10. Звуки речи.

11. Звуки в словах.

12-13. Гласные звуки.

14-15 Ударные звуки

16. Звук и буква А

17. Звук и буква У

18. Звук и буква О

19. Звуки и буквы А,О,У.

20. Звук и буква ы

21. Гласные 1 ряда

22.Звук и буква И

23. Согласные твердые и мягкие. Дифференциация ы-и

24. Звук и буква Э

25. Гласные 2 ряда

26. Буква Ё в начале слова

27. Буква Я в начале слова

28. Буква Ю в начале слова

29. Гласные второго ряда

30. Буква Ф и звуки

31. Буква В и звуки

32-33 Дифференциация в-ф

34. Буква П и звуки

35. Буква Б и звуки

36-37. Дифференциация б-п

38. Буква Т и звуки

39. Буква Д и звуки

40-41 Дифференциация д-т

42. Буква К и звуки

43.Буква Г и звуки

44-46. Дифференциация г-к

47. Буква Х и звуки

48. Звуки (к),(г),(х).

49. Дифференциация звуков (к),(г),(х).

50. Буква С и звуки

51. Буква З и звуки

52-53. Дифференциация с-з

54. Буква Ш и звуки

55. Буква Ж и звуки

56. Дифференциация ш-ж

57. Дифференциация с-ш

58. Дифференциация з-ж

59. Буква Л и звуки

60. Буква Й и звуки й,л*

61. Дифференциация л*,й

62. Буквы Л,Й

63-64. Буква Р и звуки

65-66. Дифференциация Р-Л

67. Буква Ц и звук

68. дифференциация ц-с

69. Буква Ч и звук

70.Дифференциация ч-т

71. Дифференциация ч-ц

72. Дифференциация ч-ш

73. Буква Щ и звук

74. Буквы Ч,Щ и звуки

75. Дифференциация ч-щ

76. Дифференциация ч-щ-ц

77-78. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Итоговое занятие.

Логопед Мергасова А.А.

Предварительный просмотр:

Циклограмма работы учителя-логопеда МЕРГАСОВОЙ А.А.

на 2012 – 2013 учебный год

1.Анализ,оценка и планирование личного труда.

2.Обследование и отбор учащихся в логопедические группы.

3 Составление календарных тематических планов.

4 Участие в работе ПМПК ОУ

+

+


Top