Космонавт ​Шарипов: если бы люди увидели Землю из космоса, не было бы войн. Шарипов, салижан шакирович Первый космонавт из кыргызстана

Салижан Шарипов, герой России, лётчик-космонавт (род. в 1964 г. в Киргизской ССР). В 1990 г. отобран в отряд советских космонавтов Центра подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина. Первый полёт провёл в 1998 г. на американском корабле «Endeavour». Второй совершил в качестве командира корабля «Союз ТМА-5» и бортинженера 10-й основной экспедиции на Международной космической станции. В течение полёта Шарипов дважды выходил в открытый космос.

Салижан Шарипов (88-й космонавт в России и 372-й в мире) рассказал «СтоЛИЧНОСТИ», что дело не в значимости, а в настоящей любви к своей профессии.

Мадина Амагова, «СтоЛИЧНОСТЬ»: Салижан Шакирович, трудно стать космонавтом? Что для этого нужно кроме крепкого здоровья?

Нужны знания и хорошее образование, чтобы эксплуатировать современную технику. Естественно, необходимы целеустремлённость и упорный труд, желание и умение преодолевать трудности.

Правда, что лётчики уже не могут представить себя в другой профессии, ведь ощущения в небе не сравнимы ни с какими другими?

Конечно, хочется работать по специальности всю жизнь, но требования к лётчикам-истребителям очень высокие. Когда выполняешь фигуры пилотажа, испытываешь и физические, и психологические перегрузки. Поэтому у нас год службы считается за два. Следовательно, военные лётчики могут уходить на пенсию в 35 лет.

- Расскажите о своём первом полёте. Вы долго к нему готовились?

- Больше восьми лет, хотя сам полёт продлился недолго - восемь дней. Это был американский корабль «Endeavour», я участвовал в экспедиции в качестве специалиста.

- Как ваша семья относится к тому, что вы подолгу не бываете дома?

Космонавт - это не профессия, а образ жизни, требующий полной отдачи. Конечно, семья всегда волновалась за меня, переживала. Но родные достойно выдерживают разлуку. Недостаток моего внимания, к счастью, не сказался на воспитании детей, за это надо сказать спасибо супруге.

- Расскажите о своих ощущениях во время экспедиций. Какой он - космос?

Это была мечта с самого детства - стать космонавтом, поэтому момент отрыва во время первого полёта стал для меня особенно волнительным. Представьте себе, что 2 тысячи тонн отрываются от земли и взмывают в небо. Скорость быстро возрастает до 28 тыс. км/ч, а потом наступает невесомость. Это ощущение вряд ли возможно передать словами. Но я точно знаю, что ради этого момента можно отдать и 20, и 30, и даже 40 лет жизни. Наша планета прекрасна, она невероятно красива. Если бы все люди увидели нашу Землю из космоса, мне кажется, у нас никогда не было бы войн.

- Есть ли у космонавтов какие-нибудь приметы перед полётом?

На самом деле их очень много. Например, за день до старта мы обязательно смотрим фильм «Белое солнце пустыни». По многочисленным наблюдениям: если его не посмотреть, у экипажа бывает очень много внештатных ситуаций. И конечно, в момент отрыва все мы, как Юрий Гагарин, говорим: «Поехали!»

- Скафандры шьются под каждого человека -индивидуально? Сколько весит такая «спец-одежда»?

Это очень сложный процесс, примерки делаются много раз. Вес скафандра для выхода в космос составляет приблизительно 100 кг. У каждого космонавта свой индивидуальный «костюм». После окончания полётов все скафандры передаются в музей.

- Трудно находиться в невесомости?

Не могу сказать, что трудно, но ты постоянно ощущаешь, что находишься в движении. Второй мой полёт в космос длился 193 дня, и я понял, что для меня самое сложное в невесомости - это спать. Мы залезаем в спальный мешок и обязательно привязываем себя к чему-нибудь, чтобы не двигаться всё время.

- Что вы видели в открытом космосе?

- Когда мы находимся внутри станции, мало что видно. А в открытом космосе немного страшновато, потому что весь горизонт Земли как на ладони. Такого чёрного цвета, как в космосе, я никогда не видел, особенно на фоне голубой Земли.

- Как вы думаете, почему современная молодёжь не мечтает о космосе?

Наверное, нет должной пропаганды. И сейчас трудно заставить молодых людей долго и упорно работать, чтобы совершить полёт в космос. Молодёжь охотится за лёгкими деньгами. Вот футболисты получают миллионы, а космонавты зарабатывают совсем немного, среди нас нет ни одного миллионера.

- На ваш взгляд, есть ли будущее у космического туризма?

Конечно, есть. Оттуда границ не видно, зато отлично заметен тонкий слой атмосферы, который защищает жизнь на Земле. И очень хорошо видно, как плохо люди относятся к природе, можно различить даже нефтяные пятна. Земля - она такая маленькая, хрупкая, красивая, мы должны защищать и беречь её.

Поэтому мне бы хотелось, чтобы как можно больше людей увидели нашу планету из космоса.

СтоЛИЧНОСТЬ №4 (53), 08 апреля 2014

Издается ЗАО «Аргументы и Факты»

БИШКЕК, 12 апр — Sputnik. В день, когда Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества космический полет, в Кыргызстане отмечается День космонавтики. В мире 12 апреля по инициативе Генеральной ассамблеи ООН провозглашено Международным днем полета человека в космос.

Мало кто знает, что Кыргызстан внес в процессы освоения неизведанного весомый вклад. Sputnik решил напомнить о роли республики в покорении космоса.

© Sputnik / РИА Новости

Первый отряд советских космонавтов. Марс Рафиков во втором ряду третий (слева направо)

1.Кыргызстанцы могли первыми полететь в космос

Совершить первый в истории человечества полет в неизведанное могли жители Джалал-Абада Марс Рафиков и Валентин Варламов. Но по стечению обстоятельств они не могли конкурировать с Гагариным: Варламов получил травму и был отстранен от полетов, а Марс Рафиков не подошел из-за идеологических расхождений с советской властью.

2.Первым спиртным напитком в космосе был кыргызский бальзам

Космонавтам употреблять алкоголь нельзя было ни на суше, ни на море, ни даже в космосе. Но отечественный бальзам "Арашан" стал первым в истории алкогольным напитком, легально попавшим в космос. Однако сами космонавты позже рассказывали, что все-таки позволяли себе пригубить наедине со Вселенной чего-нибудь земного.

3.Кыргызстанский комбайн Луну вспахивал

В рамках программы Союза по изучению Луны специалисты бывшего Института автоматики вели разработку ракет и челноков для космических кораблей. Так вот, грунт со спутника Земли был взят буровым устройством, которое спроектировали и собрали соотечественники.

4.После невесомости Кыргызстан — лучшее место для восстановления

Наша природа настолько прекрасна и уникальна, что после первого полета в космос Юрия Гагарина отправили отдыхать и восстанавливать силы на жемчужину Кыргызстана. На Иссык-Куле он пробыл месяц и остался в восторге.

5.Кыргызстанец стал 88-м человеком, побывавшим в космосе

© AFP 2019 / TONY RANZE

Космонавт Салижан Шарипов

Уроженец Ошской области Салижан Шарипов — единственный кыргызстанец, покоривший космические дали. Первый его полет состоялся в 1998 году на американском корабле Endeavour. Второй он совершил в качестве командира корабля "Союз ТМА-5" и бортинженера 10-й основной экспедиции на Международной космической станции. В течение полета Шарипов дважды выходил в открытый космос.

6.Кыргызская песня в космосе звучала

Кыргызская песня "Жылдыздуу жердешим" ("Звездный земляк") первая и пока единственная звучала на Международной космической станции. Композиция посвящена Салижану Шарипову, находившемуся тогда на орбите. Композитором и исполнителем выступили Гульнара Тойгонбаева и Жамиля Муратова, над словами работал Кыялбек Урманбетов.

К сожалению, об этих фактах не рассказывают в школах на уроках истории, однако о них можно прочитать в свободном доступе в Интернете, все это подтверждено Академией наук Кыргызстана.

Родился в узбекской семье в городе Узген Ошской области (Киргизия). В 1981 году окончил там же среднюю школу и поехал поступать в Оренбургское авиационное училище, но не прошел по конкурсу. В 1982 году окончил профессионально-техническое училище в городе Андижан Узбекской ССР по специальности «бухгалтер».

В том же 1982 году призван на срочную службу в Советскую Армию, служил в техническом подразделении авиационного полка в Приморском крае. Из войск поступил в Харьковское высшее военное авиационное училище лётчиков имени дважды Героя Советского Союза С. И. Грицевца. После окончания его в 1987 году служил лётчиком-инструктором в 716 учебном авиационном полку ВВС Среднеазиатского военного округа. Имеет общий налёт на самолётах различных типов около 950 часов.

В 1990 году был отобран в отряд советских космонавтов (1990 Группа ВВС № 10) Центра подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина. Прошёл полный курс подготовки к полётам на космических кораблях серии Союз ТМ и орбитальной станции «Мир» в качестве командира корабля. Без отрыва от работы в Центре подготовки космонавтов в 1994 году закончил Московский государственный университет по специальности «Картография».

Летом 1997 года прибыл в США для подготовки к полёту на борту американского корабля многоразового использования системы Space Shuttle. С 23 по 31 января 1998 года совершил космический полёт в качестве специалиста полёта космического корабля «Endeavour» по программе STS-89 продолжительностью 8 дней 19 часов 46 минут 54 секунды. В ходе полёта была осуществлена стыковка с российским орбитальным комплексом «Мир».

Второй космический полёт совершил в качестве командира космического корабля «Союз ТМА-5» и бортинженера 10-й основной экспедиции на Международной космической станции с 14 октября 2004 года по 25 апреля 2005 года. В период полёта совершил 2 выхода в открытый космос.

С октября 2005 по май 2006 года был представителем Центра подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина в Космическом центре имени Джонсона в Хьюстоне, США. В дальнейшем проходил подготовку в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина, с ноября 2006 года - заместитель командира отряда космонавтов Центра. Являлся командиром дублирующих экипажей кораблей «Союз ТМ-29» и «Союз ТМ-30». В июле 2008 года освобожден от должности заместителя командира отряда космонавтов, выведен из состава отряда космонавтов и назначен начальником отделения в Первом управлении Центра подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина.

За успешное осуществление космических полётов удостоен высоких правительственных наград Российской Федерации, Киргизии, Узбекистана и Таджикистана. Женат. Имеет сына и дочь. Увлекается футболом, любит чтение.

Награды

Лучшие дня

Игорь Хиряк. Темнокожий ликвидатор Чернобыльской аварии
Посетило:8
Булат Окуджава в кино и в жизни
Посетило:7
Обличающий нацистов «Дневник Анны Франк»


Шарипов Салижан Шакирович – российский космонавт, командир ТПК "Союз ТМА-5" и бортинженер 10-й экспедиции на МКС, полковник.

Родился 24 августа 1964 года в городе Узген Ошской области Киргизии. Киргиз. В 1981 году окончил среднюю школу в городе Узген. В том же году пытался поступить в Оренбургское авиационное училище, но недобрал нужных проходных баллов.

В 1982 году окончил Андижанское среднее профессионально-техническое училище и получил специальность бухгалтера. Срочную службу проходил в авиачасти в Приморском крае, обслуживал, готовил к полётам боевые машины.

В 1987 году окончил Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков имени , получив диплом лётчика-инженера по специальности "Командная тактическая истребительная авиация".

С 1987 года по 1990 год проходил службу в качестве лётчика-инструктора 716-го учебного авиационного полка 5-х Центральных курсов по подготовке и усовершенствованию авиационных кадров ВВС Среднеазиатского военного округа в городе Токмак. За время службы обучил лётному делу 8-х курсантов.

11 мая 1990 года на заседании Государственной межведомственной комиссии был рекомендован к зачислению в отряд космонавтов Центра подготовки космонавтов ВВС. 8 августа 1990 года приказом министра обороны СССР №1142 назначен на должность кандидата в космонавты-испытатели 4-й группы отряда космонавтов Центра подготовки космонавтов ВВС.

С октября 1990 по март 1992 года проходил общекосмическую подготовку. 6 марта 1992 года сдал последний выпускной экзамен. 11 марта 1992 года решением Междуведомственной квалификационной комиссии ему была присвоена квалификация "космонавт-испытатель".

24 апреля 1992 был назначен космонавтом-испытателем 2-й группы. С апреля 1992 года по 1997 год проходил подготовку в группе космонавтов "Д-8-2" по программе полётов на орбитальный комплекс "Мир".

В 1994 году окончил факультет "Аэрокосмоэкология" Государственной академии нефти и газа по специальности "Сопряженная обработка аэрокосмоэкологических материалов". Получил квалификацию "инженера-эколога" и степень "магистра экологического менеджмента".

28 июля 1997 года решением Государственной межведомственной комиссии отобран для полета на шаттле. С августа 1997 года по январь 1998 года проходил подготовку в качестве специалиста полёта в составе экипажа STS-89 в Космическом центре имени Джонсона.

С 23 по 31 января 1998 года совершил свой первый космический полёт в качестве специалиста полёта шаттла Endeavour STS-89. Основной задачей полёта была стыковка со станцией "Мир" и замена американского члена экипажа. Продолжительность полета составила 8 суток 19 часов 46 минут 54 секунды.

28 февраля 1998 года решением Государственной межведомственной комиссии назначен командиром дублирующего экипажа по программе 27-й основной экспедиции на орбитальном комплексе "Мир" (ЭО-27). С марта 1998 года по февраль 1999 года проходил подготовку к полету.

28 февраля 1998 года решением Государственной межведомственной комиссии назначен командиром дублирующего экипажа по программе 28-й основной экспедиции на орбитальном комплексе "Мир" (ЭО-28). С марта 1999 по март 2000 года проходил подготовку к полету вместе с .

С 5 июня 2000 года проходил подготовку в качестве командира основного экипажа по программе 29-й основной экспедиции на орбитальном комплексе "Мир" (ЭО-29) вместе с . Однако 26 декабря 2000 года их экипаж был снят с подготовки решением межведомственной комиссии.

1 августа 2001 года на заседании Межведомственной комиссии был включен в состав дублирующего экипажа МКС-6Д. С 25 ноября 2002 года проходил подготовку в Центре подготовки космонавтов в составе группы "МКС-ЭП5" по программе командира экипажа. Был включен в экипаж МКС-10, но после катастрофы шаттла "Колумбия" экипажи были переформированы.

11 декабря 2003 года решением Международной комиссии был включен в состав МКС-11 в качестве командира экипажа, хотя еще в ноябре 2003 года начал подготовку в качестве члена дублирующего экипажа МКС-9Д. Но уже 15 января 2004 года, после того, как российские медики не допустили к длительному полету Уильяма МакАртура из МКС-9, экипажи были вновь переформированы.

С.Ш. Шарипов был назначен в дублирующий экипаж МКС-9Д и в основной экипаж МКС-11. Однако уже в конце января экипажи вновь поменяли. С.Ш. Шарипов оказался в дублирующем экипаже МКС-9Д и основном экипаже МКС-10.

С 14 октября 2004 года по 25 апреля 2005 года совершил свой второй космический полёт в качестве командира ТПК "Союз ТМА-5" и бортинженера 10-й экспедиции на МКС. Во время полета выполнил два выхода в открытый космос. Продолжительность полёта составила 192 суток 19 часов 1 минута 59 секунд.

У казом Президента Российской Федерации №1068 от 13 сентября 2005 года за успешное осуществление международного космического полёта и проявленные при этом мужество и героизм Салижану Шакировичу Шарипову присвоено звание Героя Российской Федерации.

С октября 2005 года по май 2006 года работал в Космическом центре имени Линдона Джонсона (США) в качестве представителя РГНИИ ЦПК имени

Сегодня - День космонавтики. 12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Гагарин на космическом корабле "Восток-1" стартовал с космодрома Байконур и впервые в мире совершил орбитальный облет планеты Земля. Полет в околоземном космическом пространстве продлился 1 час 48 минут.

Помимо всесоюзной, у Кыргызстана есть и своя космическая история.

Во-первых, Юрий Гагарин бывал в нашей республике. Его возили в Барскоонское ущелье угощать и показывать природу. Возле огромного камня накрыли поляну. А через несколько дней на камне появилась надпись краской: "Здесь отдыхал Гагарин". А потом, в 1980-х годах, местный скульптор Валентин Дмитриевич Борсков сделал из камня памятник. Частично высек, частично из цемента соорудил на камне шлем и лицо Юрия Алексеевича. Правда, сейчас природа и вандалы разрушили монумент.

В 2000-х годах Догдурбай Атагельдиев смог найти деньги на строительство нового памятника Гагарину, который поставили в 200 метрах от камня Гагарина.





В 1964 году во Фрунзе было открыто Особое конструкторское бюро Института космических исследований Академии наук СССР (ОКБ ИКИ АН СССР). Здесь создавались научные приборы для космических аппаратов, при этом выполнялся весь цикл работ - от технического задания, разработки, конструирования, изготовления, испытаний, установки и отладки в составе космического аппарата до сопровождения прибора в полете. В свое время ОКБ ИКИ был самым передовым научным институтом Центральной Азии. В нем работали около 1,5 тыс. человек.


В составе межпланетной станции "Луна-24" был и буровой модуль, который осуществил забор грунта с поверхности Луны и доставку его на Землю. Разработал этот бур академик Киргизской академии наук Олег Алимов.


Был у нас и свой космонавт - Салижан Шарипов.


Российский гражданин, узбек по национальности, он все же является уроженцем Кыргызстана. Шарипов родился в нашем Узгене, и здесь все еще живут его родственники (на фото - крайний слева папа космонавта).


Шарипов совершил свой первый орбитальный полет на американском "Шаттле". Летал потом на российском "Союзе", работал инженером в орбитальной экспедиции.

Он получил звезду героя и в России, и в Кыргызстане.


Top