Религия в современном мире и в современном обществе. Роль религии в жизни общества Религия эссе по обществознанию

У каждого человека своя религия, и каждый вправе выбрать в какую религию ему верить. Каждый стремится к своему пониманию сущности жизни. Есть люди, которые отрицают религию и веру в Бога, их называют атеистами. Но лично я считаю, когда что-то происходит плохое, то мы в первую очередь молимся Богу о том, чтоб все было хорошо, даже если отрицаем его существование.

Человек - существо духовное, поэтому очень важное место в его жизни занимает вера. Без веры человек бы не развивался, если бы люди не верили в добро и зло, то не было бы таких понятий как “хороший” или ”плохой” поступок. Человек не может быть только добрым или только злым. С каждым днем мы раскрываем в себе что-то новое, и только в собственных поступках понимаем, какова истинная наша сущность.

В большинстве религий описываются поступки людей и их последствия.

В детстве для ребенка весь мир делится на хорошее или плохое. То есть маленький ребенок неосознанно уже выбирает, во что ему верить, и порой ему кажется, что гречка - это зло, а добро - это вкусная каша. И постепенно, когда мы развиваемся и растем, мы начинаем осознавать разницу между добрым и злым, хорошим и плохим. С детства религия нас учит доброте, справедливости, смыслу жизни. Но каждый выбирает, как ему жить и во что верить. Кто хочет пойти по пути Божиему, а кому спокойно от мысли, что есть Бог, который оберегает всех от проблем и наведет на верный путь. Так строится личность человека, ведь каждый вправе выбирать, во что ему верить или не верить.

Религия не учит азартным играм, прелюбодеяниям, употреблению спиртных напитков и другим сомнительным радостям. Религия учит нас правильной жизни, мышлению. Но для каждого человека понимание “правильное“ разное, все зависит от воспитания и восприятия религии.

Порой люди, которые совершили грех, находят надежду на прощение в религии. Кто-то хочет найти смысл жизни или быть ближе к Богу. И сейчас мы живем в таком мире, где все технологии развиваются, но никакие технологии в мире не заменят человеку его мировоззрение и веру.

Что для меня религия? Я не тот человек, у которого религия играет определяющую роль в жизни, скорее всего, для меня религия играет второстепенную роль в жизни и поведении. Но при мысли, что Бог есть, что он оберегает меня и мою семью, друзей, знакомых и всех людей, становится спокойнее на душе, и нет тревог и терзаний во внутреннем мире. Я очень люблю свою семью и друзей, и поэтому каждый день перед сном читаю молитву в надежде, что Бог обережет всех моих любимых людей от бед и проблем. Я верю в религию, молитвы, Бога. Все же я не хожу в мечеть, не читаю Коран, но моя жизнь только началась, и я буду проходить все испытания с мыслью, что Бог обережет все то, что для меня очень дорого.

Эссе на тему "Религия в современном обществе. Важна ли её роль? Функции
религий на сегодняшний день".
Подготовила учитель иностранного языка Христофорова О.Д.
МАОУ Видновский художественно­технический лицей,
МО, город Видное,2017
Человеку нужна была опора, которая давала бы ему надежду, веру, силу, а также
объяснение некоторых непонятных ему вещей. Эту силу и опору он нашел в религии.
Религия ­ основная вещь, помогающая сложиться мировоззрению еще маленького
человечка. Основные идеи религии складывается на моральных качествах человека. Но
нужна ли еще религия в наше время ­ время инноваций, прогресса и технологий?
Я считаю, что многое можно объяснить наукой. Разрешить международные
конфликты, глобальные проблемы можно и без религии. Религия ­ сдерживающий фактор.
Она упрекает человека и дает заветы, которые нельзя нарушать («Не убей!», «Не укради!»).
С одной стороны мировоззрение некоторых людей складывается без религии, они
понимают, что нельзя нарушать моральные нормы. Но, соответственно, некоторым людям
религия нужна, чтобы не совершить те или иные ошибки. Возможно, это одна из защитных
функций религии.
В мире существует более ста различных религиозных направлений, они имеют
древнейшие формы и современные течения, но основными самыми многочисленными
мировыми религиями являются христианство почти 1,5 млрд. человек, ислам около 1,3
млрд. человек, буддизм, 300 млн. человек.
Существуют также национальные и традиционные религии со своими направлениями. Они
возникли или получили особое распространение в определенных странах.
По этому признаку различают
такие виды религий: индуизм
(Индия);
конфуцианство
(Китай);даосизм (Китай);иудаизм

(Израиль);сикхизм (штат Пенджаб
в
Индии);синтоизм

(Япония);язычество (индейские
племена,
народы Севера и
Океании).

Предлагаю, просмотреть нормы морали 3­х мировых религий.
1. Христианство.
Главная идея христианства ­ спасение. Однако христианство разделилось, видами
являются: католицизм, православие,
христианства
протестанство.
Католицизм.
заповедей.
Православие.
заключается в
в
телесное

Главной идеей являются семь
Вероучение

православия
вере в единого Бога, а также в вере
вознесение Иисуса Христа.
Протестанство. Главная идея протестантизма в том, что Библия ­ это единственный
источник учения христианства.
2. Ислам.
Суть учения ислам или мусульманство, зародившееся в VII веке среди арабских
племён, является вера в одного Бога, но мусульманстве его называют Аллах.
3. Буддизм.
Основной идеей буддизма является перерождение. Последователи буддизма верят в
карму, которая складывается из заветов буддизма, а также в первую очередь из поступков
человека. Согласно учению Будды вся жизнь ­ страдание, которое можно устранить только,
если отказаться от страсти, желания к существованию, а далее достичь просветления.
Из этого всего, соответственно, можно сказать, что независимо от религии или
вероучения признаются некоторые общие нормы морали, которые караются в каждом
вероисповедании.
Само слово «религия» происходит от латинского religio (благочестие, святыня). Это
мироощущение, поведение, действия, основанные на вере в нечто превосходящее
понимание человека и сверхъестественное, возможно и священное. Благодаря религии,
являясь и источником силы, люди могут надеяться, верить, а также почувствовать себя
частичкой большого целого, что может объединить совсем разных людей. Вероятно, можно
сказать, что все религии отражают разные стороны жизни, нашей реальности, мы мыслим и

ищем истину жизни, существования, в чём она заключается. Все религии отражают разные
аспекты реальности, потому что истинно всё, что
Я считаю, что религия несомненно важна людям, как и тысячи лет назад. Так или
иначе, никто не нашел соответствующую альтернативу религии и Богу, и существование
его тоже никто не опровергал.
Люди верят и язык становится не только средством общения, он является языком­
посредником между прошлым, настоящим, будущим, хранителем наследия духовной
культуры, как ритуалы и обычаи культуры того или иного народа. В нашем лицее изучают
иностранные языки: английский язык, немецкий язык, для некоторых русский язык
является иностранным языком, у нас учатся из Армении, Азербайджана, Калмыкии.
Все ученики с уважением относятся друг к другу и к языкам, изучение языков позволяет
изучать и исследовать религии таких стран как Россия, Англии, Германии, Калмыкии и
др.государст. Несмотря на различие религий, в проповедуемых духовных, нравственных
ценностях много общего. Это делает возможным не только диалог культур, но и диалог
религий.

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Государственный университет имени Шакарима г.Семей


На тему: Религия в жизни общества


Выполнила: Жолдина Найля

Группа: ДЯ-406

Проверила: Бралинова Д.И.


г.Семей 2014


Религиоведение - одна из интереснейших наук, изучающая особенные области культуры людей. Один из волнующих вопросов общества в области религии - ее значение в обществе.

Религия на сегодняшний день является немаловажным фактором в развитии любой культуры. Ее место в жизни того или иного общества определяется разными обстоятельствами: человеческого восприятия, степенью развития общества, культуры, воспитания, традиций.

Религия существует много веков, вероятно, также долго, как существует человечество. За это время оно развило множество разновидностей религии, такие как буддизм, христианство, ислам, индуизм, конфуцианство, синтоизм, сикхизм, иудаизм и др.

Религия, в первую очередь, поясняет человеку, как устроен мир, находит его место в обществе и помогает понять, в чем состоит смысл его жизни.

Религия представляет собой сдержанность, веру, духовное удовлетворение для человека. Неспроста люди, как правило, нуждаются в религии в нелёгкие моменты своей жизни. Религия важна для людей в плане духовного развития, посредством создания для себя религиозных идеалов, он начинает безвозмездно, бескорыстно помогать людям, становится добрее и справедливее, не смотря на усмешки, со стороны.

Благодаря религии сплачиваются народы, образование выходит на новый уровень, усиливаются государства.

Но в некоторых случаях религия может привести к обратному- разъединению, к распаду государств и обществ, начинается противоборство групп людей, вследствие религиозных ценностей и взглядов.

Религия контролирует человеческие действия, через свои системы ценностей, духовные предписания и запреты.

Но не для всех роль религии одна, она различна и представляет собой противоречивые взгляды. Стоит только сравнить двух людей: одного - строго соблюдающего правила, запреты присущие какой-либо религии, а другого - ведущего свободный, по отношению к религии, образ жизни, и совершенно равнодушного к ней. У них разные идеи, принципы, взгляды и ценности.религия вера ценность

В заключении, хочу сказать, неважно придерживаетесь ли вы какой-либо религии или, наоборот, полностью отрицаете ее значимость и пользу, обретите веру. Неважно в какие силы вы будете верить, в первую очередь, верьте в себя, а потом в своих близких и вместе вы сможете преодолеть многие проблемы. Принуждать же к вере никто не имеет права, каждый человек сам почувствует ее, когда наступит время. Вера для каждого из нас очень важна и поможет, во всех трудных ситуациях.


Теги: Религия в жизни общества Сочинение Культурология

по дисциплине: Духовная культура

на тему: Религия и религиозная вера

Выполнил: студент

Проверил:


Введение...................................................................................................................3

1. Религия.................................................................................................................4

2. Особенности религиозной веры.........................................................................5

3. Многообразие религий........................................................................................7

4. Роль религии в современном мире..................................................................10

Заключение.............................................................................................................14

Список используемой литературы.......................................................................16


Введение

Одной из древнейших форм духовной культуры является религия. Религиозные представления людей зародились в глубокой древности. Как и религиозные обряды, культы, они отличались большим разнообразием. Важной вехой в истории человечества стало появление мировых религий: буддизма, христианства, мусульманства. На определённой стадии развития религии возникает церковь, в лоне которой складывается духовная иерархия, появляются священники.

Религия издревле была носительницей культурных ценностей, она сама является одной из форм культуры. Величественные храмы, мастерски выполненные фрески и иконы, прекрасные литературные и религиозно-философские произведения, церковные обряды, нравственные заповеди чрезвычайно обогатили культурный фонд человечества. Уровень развития духовной культуры измеряется объемом создаваемых в обществе духовных ценностей, масштабом их распространения и глубиной освоения людьми, каждым человеком.

В наши дни религиозная деятельность обрела новый размах и новые формы. Проповедь абсолютных (вечных и неизменных) нравственных ценностей была характерна для всех религий мира и осталась актуальной в наш полный зла век, ведь ожесточенность, упадок морали, рост преступности и насилия – все это последствия на почве бездуховности. Нравственные правила не только не утратили своего значения, но и приобрели новый глубокий смысл, так как обращены к внутреннему, духовному миру человека.


1. Религия

Происхождение слова «религия» связывается с латинским глаголом relegere – «относиться с уважением»; по другой версии, оно обязано своим возникновением глаголу religare – «связывать» (небо и землю, божество и человека). Гораздо сложнее дать определение понятию «религия». Таких дефиниций существует великое множество, зависят они от принадлежности авторов к той или иной философской школе, традиции. Так, марксистская методология определяла религию как специфическую форму общественного сознания, извращенное, фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил. Верующий человек, скорее всего, определит религию как взаимоотношение между Богом и человеком. Существуют и более нейтральные определения: религия – это совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в одну общность. Религия – это определенные взгляды и представления людей, соответствующие обряды и культы.

Любая религия включает в себя несколько важнейших элементов. Среди них: вера (религиозные чувства, настроения, эмоции), учение (систематизированная, специально разработанная для данной религии совокупность принципов, идей, понятий), религиозный культ (совокупность действий, которые совершают верующие с целью поклонения богам, т.е. обряды, молитвы, проповеди и т.п.). Достаточно развитые религии имеют и свою организацию – церковь, упорядочивающую жизнь религиозной общины.

Проблема происхождения религии является спорной. Церковь учит, что религия появляется вместе с человеком, существует исконно. Материалистические учения же рассматривают религию как продукт развития человеческого сознания. Убедившись в собственном бессилии, в неспособности преодолеть власть слепой необходимости в определенных сферах жизнедеятельности, первобытный человек приписал естественным природным силам сверхъестественные свойства. Раскопки древнейших стоянок свидетельствуют о наличии примитивных религиозных верований уже у неандертальцев. К тому же первобытный человек ощущал себя частью природы, не противостоял ей, хотя и пытался определить свое место в окружающем мире, приспособиться к нему.

Одной из первых форм религии был тотемизм – поклонение какого-либо рода, племени животному или растению как своему мифическому предку и защитнику. Тотемизм сменился анимизмом, т.е. верой в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы. В анимизме многие ученые видят не только самостоятельную форм религиозных представлений, но и основу для возникновения современных религий. Среди сверхъестественных существ выделяются несколько особенно могущественных – богов. Постепенно они приобретают антропоморфный характер (на богов переносятся свойственные человеку качества и даже его внешний вид, хотя и утверждается, что это именно Бог создал человека по своему образу и подобию), складываются первые политеистические (от слов поли – много, теос – бог) религии. Позже, на более высокой стадии появляются и монотеистические религии (от греческого монос – один, единый, теос – бог). Классическим примером политеизма является древнегреческие и древнеримские религии, славянское язычество. К монотеизму относят христианство, ислам и другие, хотя в каждой из них сохраняются следы политеизма.

2. Особенности религиозной веры

Основа любой религии – вера в сверхъестественное, т.е. в необъяснимое с помощью известных науке законов, противоречащее им. Вера, по словам Евангелия, - есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Она чужда всякой логике, и поэтому ей не страшны обоснования атеистами того, что Бога нет, и не нужны логические подтверждения того, что Он есть. Апостол Павел говорил: «Чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией».

В чем особенности религиозной веры? Первым её элементом является вера в само существование Бога как творца всего существующего, управителя всеми делами, поступками, помыслами людей. Значит, за все поступки человека отвечают управляющие им высшие силы? Согласно современным религиозным учениям, человек наделен Богом свободой воли, обладает свободой выбора и в силу этого сам отвечает за свои поступки и за будущее своей души.

Но на основании чего возможна эта вера? На основании знания содержания религиозных мифов и Священных книг (Библии, Корана и др.) и доверия к содержащимся в них свидетельствам тех, кому довелось убедиться в фактах существования Бога (явление народу, откровения и т.п.); на основании непосредственных доказательств бытия Бога (чудеса, непосредственные явления и откровения и т.п.)

История показывает, что случаев непосредственных явлений высших сил, не описанных ранее в мифах и Священных книгах, практически не существует: церкви крайне осторожно относятся к любому проявлению чуда, справедливо полагая, что ошибочность или, хуже того, недобросовестность в описании его вызовет у людей неверие и может подорвать авторитет церквей и вероучений. Наконец вера в Бога основывается на некоторых доводах логического и теоретического порядка. В течение многих веков богословы всех религий стремились доказать существование Бога. Однако немецкий философ И.Кант убедительно показал в своих рассуждениях, что логическим путем доказать ни существование Бога, ни его отсутствие невозможно, остается только верить.

Идея существования Бога – центральный момент религиозной веры, однако не исчерпывает её. Так, религиозная вера включает в себя:

Нормы морали, нормы нравственности, которые объявлены происходящими от божественного откровения; нарушение этих норм является грехом и, соответственно, осуждается и наказывается;

Определенные юридические законы и нормы, которые также объявлены или происшедшими непосредственно в результате божественного откровения, или как результат вдохновленной Богом деятельности законодателей, как правило, царей и иных правителей;

Веру в боговдохновленность деятельности тех или иных священнослужителей, лиц, объявленных святыми, угодниками, блаженными и т.п.; так, в католицизме принято считать, что глава католической церкви – папа римский – является наместником (представителем) Бога на земле;

Веру в спасительную силу для души человека тех ритуальных действий, которые совершают верующие люди в соответствии с указаниями Священных книг, священнослужителей и деятелей церкви (крещение, обрезание плоти, молитва, пост, богослужение и т.п.);

Веру в богонаправленность деятельности церквей как объединений людей, считающих себя приверженцами той или иной веры.

3. Многообразие религий

В мире существует многообразие верований, сект, церковных организаций.

Все ныне существующие религии можно условно разделить на три большие группы:

1) примитивные родоплеменные верования, сохранившиеся по сей день;

2) национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций, например, конфуцианство (Китай), иудаизм (Израиль);

3) мировые религии. Их всего три: буддизм, христианство, ислам. Именно мировые религии оказывают наибольшее влияние на развитие современных цивилизаций.

К числу признаков мировых религий относят:

А) огромное число последователей во всем мире;

Б) они космополитичны, носят меж- и надэтнический характер, выходя за пределы наций и государств;

В) они эгалитарные (проповедуют равенство всех людей, обращены к представителям всех социальных групп);

Г) их отличает необычайная пропагандистская активность и прозелитизм (стремление обратить в свою веру лиц другого вероисповедания).

Буддизм – самая ранняя по времени появления мировая религия. Наиболее широкое распространение она получила в Азии. Центральную область буддийского учения составляет нравственность, нормы поведения человека. Через размышление и созерцание человек может достичь истины, найти правильный путь к спасению и, соблюдая заповеди святого учения, прийти к совершенству. Элементарные, обязательные для всех заповеди сводятся к пяти: не убивать ни одного живого существа, не брать чужой собственности, не касаться чужой жены, не говорить неправду, не пить вина. Но для тех, кто стремится достичь совершенства, эти пять заповедей-запретов развиваются в целую систему гораздо более строгих предписаний. Запрещение убийства доводится до того, что не допускается умерщвление даже едва заметных для глаза насекомых. Запрет брать чужую собственность заменяется требованием отказа от всякой собственности вообще и т.д. Одна из важнейших заповедей буддизма – любовь и милосердие ко всем живым существам. Причем буддизм предписывает не делать различий между ними и относиться равно благожелательно и сочувственно к добрым и злым, к людям и животным. Последователь Будды не должен платить злом за зло, ибо в противном случае не только не уничтожаются, а, наоборот, возрастают вражда и страдание. Нельзя даже защищать других от насилия и наказывать за убийство. Последователь Будды должен спокойно, терпеливо относиться к злу, уклоняясь лишь от участия в нем.

В настоящее время наиболее существенную социально-политическую и культурную роль буддизм играет в странах Индокитайского полуострова. В Бирме, Камбодже, Таиланде он выступает в качестве государственной религии. В Японии буддизм, разбившись на множество сект, переплетается с национальным синтоизмом, образуя так называемые новые религии. В 1950 г. образовалось «Всемирное братство буддистов», в 1970 г. – «Азиатская буддистская конференция за мир». Вопреки основной идее буддистского вероучения, эти организации активно участвуют в международной политике, в борьбе за мир. Особенностью современного буддизма является то, что он все больше превращается из религии в некое философское учение, своеобразную систему нравственности.

Христианство – вторая по времени возникновения мировая религия. Ныне это самая распространенная на Земле религия, насчитывающая свыше 1,4 млрд. приверженцев в Европе и Америке.

Центральным в христианстве являются идея греховности человека как причина всех его несчастий и учение об избавлении от грехов путем молитвы и покаяния. Проповедь терпения, смирения, прощения без обид безгранична. «Любите врагов ваших,- учит Иисус. – Благословляйте проклинающих вас, благодарите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас».

Христианство оказалось лучше приспособленным к общественным изменениям, чем другие религии. Христианские богословы научились уживаться с наукой, беря на вооружение отдельные научные теории. Церковь активно использует средства массовой информации для распространения религиозных взглядов.

Ислам (мусульманство) – самая поздняя по времени возникновения мировая религия. На Земле насчитывается около миллиарда ее приверженцев. Наибольшее распространение ислам получил в Северной Африке, Юго-Западной и Южной Азии. «Ислам» в переводе на русский язык означает «покорность». Человек, по Корану, существо слабое, склонное к греху, он не в состоянии ничего добиться в жизни самостоятельно. Ему остается уповать на милосердие и помощь Аллаха. Если человек будет верить в Бога, выполнять предписания мусульманской религии, то заслужит вечную жизнь в раю. Требуя от верующих покорности Аллаху, ислам предписывает такую же покорность и земным властям.

Характерной особенностью мусульманской религии является то, что она энергично вмешивается во се сферы жизни людей. Личная, семейная, общественная жизнь верующих мусульман, политика, правовые отношения, суд – все должно подчиняться религиозным законам. В связи с этим все чаще говорят о процессах «исламизации» - распространении это сравнительно молодой религии. Движения под исламскими лозунгами неоднородны, но в них ясно видно стремление превратить исламский мир в ведущую силу на международной арене. Процесс «исламизации» очень противоречив. С одной стороны, он отражает стремление народов развивающихся стран освободиться от остатков колониализма и западного влияния, с другой – реализация исламских лозунгов руками экстремистов может принести человечеству неисчислимые беды.

Таким образом, несмотря на различие мировых религий, в проповедуемых ими духовных, нравственных ценностях много общего. Это делает возможным не только диалог культур, но и диалог религий.

4. Роль религии в современном мире

Религия в наши дни имеет большую силу воздействия на духовную жизнь человека, прежде всего на нравственность. В нашей стране влияние религии значительно возросло. По телевидению мы нередко видим богослужения, происходящие в церквах, освящение зданий, кораблей, предприятий. По радио и в концертных залах звучит церковная музыка. Восстанавливаются многие разрушенные церкви и монастыри. Представители духовенства заседают в верховных органах власти. Увеличилось количество тех, кто прошел через обряд крещения. Появились газеты и журналы, являющиеся официальными печатными органами церквей. В некоторых школах появился новый предмет – «Закон Божий». Работают учебные заведения, где готовят священнослужителей.

Проповедуемые нравственные правила обращены к духовному миру человека. С их помощью люди, уставшие от социальных катастроф, могут заглянуть в себя и еще раз задуматься о смысле своей жизни. Во все времена одним из главных факторов, поддерживающих религиозность, был страх, растерянность человека перед лицом смертельной опасности, неразрешимых в данных условиях проблем. Особенно возрастает влияние церкви в переломные моменты истории: когда старые идеалы общества утрачивают свою ценность, а новые еще не успевают закрепиться, на помощь приходит религия со своими вечными нравственными заповедями.

Но религия на всех этапах жизни общества и органически связанная с нею религиозная деятельность играли не только положительную роль. В религиозной деятельности прошедших веков были и фанатизм, отрицавший саму возможность выслушать инакомыслящих или инаковерующих, религиозные войны, направленные на подчинение или уничтожение иноверцев, инквизиция, представлявшая собой жесточайшее преследование тех, кого деятели церкви подозревали в отходе от церковного вероучения, догматизм, направленный не только против передовой для своего времени науки, но нередко здравого смысла. Далеко не все религиозные деятели дали образец выполнения тех моральных заповедей, которые содержатся в Священных книгах. В настоящее время вокруг религии и религиозной деятельности вертится немало шарлатанов, спекулирующих на суевериях. Таким образом, исторический путь религиозной деятельности неоднозначен: он содержит в себе и положительные, и отрицательные стороны.

Воздействие религии на личность противоречиво: с одной стороны, она призывает человека к соблюдению высоких нравственных норм, приобщает к культуре, а с другой – проповедует (по крайней мере это делают многие религиозные общины) покорность и смирение, отказ от активных действий даже тогда, когда они имеют целью благо людей. В отдельных случаях она способствует агрессивности верующих, их разъединению и даже противоборству.

Духовидческий опыт лежит в основе любой религии. Известны имена основателей многих религий, несмотря на то, что жили они тысячи лет назад. Их духовный опыт и переданные ими откровения уникальны не только по силе. Они очень точно «попадают» в цель, то есть указывают пути решения проблем, жизненно важных не только для данного народа, но и для человечества в целом.

Бог и вера стали неотъемлемой частью жизни человека. Жизнь обретает смысл и упорядоченность, следует определённым правилам и ритму. Единый поток истории давно разделился на два русла: собственно историю, состоящую из перечня заговоров, захватов власти, войн, восстаний, свержений, и священную историю, содержанием которой стали взаимоотношения Бога и человека.

Из трёх обстоятельств – божественной воли, культурных традиций конкретного народа и особенностей мышления конкретного человека – складывается всё многообразие религиозного опыта человечества. Вера принимает самые различные формы, эти-то формы и называются религией. В индуизме – тысячи богов, в иудаизме – один, но в основе и той и другой религии лежит вера. И это позволяет предположить, внешние разнообразие и пестрота культов, обрядов, философий многочисленных религиозных систем опираются на некоторые общие мировоззренческие представления.

Религиозному сознанию ведомы цель и смысл существования мира и человека в нём – в пределах конкретной мировоззренческой картины. Основу этой картины в свою очередь составляет представление о существовании двух (или более) миров: мира зримого, духовного, божественного. У каждого из этих миров есть своя история, свои законы, в каждом из них действуют люди или другие сущности, и каждый имеет своё символическое выражение.


Заключение

Человек все чаще задумывается о жизненном пути, стремится относиться к самому себе сознательно, саморазвиваться, самовоспитываться, заниматься «самостроительством». Объектом этого строительства является, прежде всего, духовный мир человека.

Религия является неотъемлемой частью духовной культуры человека. Для многих людей религия играет роль мировоззрения, готовой системы взглядов, принципов идеалов, объясняя устройство мира и определяя место человека в нем. Религиозные нормы – один из мощных социальных регуляторов. Через целую систему ценностей они регулируют общественную и личную жизнь человека. В вере находят утешение, успокоение, надежду многие миллионы. Религия позволяет компенсировать недостатки несовершенной действительности, обещая «Царство Божие», примиряет с земным злом. В условиях неспособности науки объяснить множество природных явлений религия предлагает свои варианты ответа на мучительные вопросы. Часто религия способствует объединению наций, образованию единых государств. Но идеализировать роль религии не следует. Исторический опыт показывает, что виной многих конфликтов, войн являются религиозные различия и нетерпимость. Далеко не всегда даже глубокая вера удерживала человека и общество от совершения преступлений и проступков. Часто религия и церковь накладывали запреты на определенные виды деятельности, науку, искусство, сковывая творческую силу людей. Откровенная социальная несправедливость, деспотические режимы освящались авторитетом церкви, обещавшей подлинное освобождение только в ином мире. Земную же жизнь религия призывала провести в покое и смирении, не противясь злу. Хлесткая и упрощенная формула атеистов «религия – опиум для народа» не является совсем уж безосновательной. Прогнозировать будущее религии чрезвычайно сложно. В обществе происходят разнонаправленные процессы: с одной стороны, все большее число сфер человеческой деятельности секуляризируется, высвобождается из-под влияния религии, с другой стороны, роль и авторитет церкви растет, ведь религия занимает далеко не последнее место в духовной культуре наряду с искусством, наукой, моралью, политикой и правом.

Религия посредством души приобщает человека к культуре, призывает к соблюдению высоких нравственных норм. Возрождение и воспитание духовной культуры – задача каждого человека во имя спасения всего человечества.


Список используемой литературы

1. В.М.Хачатурян. История мировых цивилизаций. – М.: Дрофа,1998.

2. В.С.Овчинников. Духовные ценности современной цивилизации. - М.,2001. 3. Книга жизни. Сводный текст Библии. - Минск: Лерокс,1993.

4. Религии мира. Энциклопедия, т.6, ч.1. – М.: Аванта+,2006.

5. Всемирная история. Энциклопедия, т.6, ч.1. – М.: Аванта+,2005.

6. Человек и общество. Учебное пособие. – М., 2002.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Реферат на тему:

«Религия в современном мире. Функции религии».

Выполнил: студентка Э-2728 гр.

Воробьева А.А.

Проверил: преподаватель

Янович Г.В.

Курган 2010

Введение……………………………………………………………………………….....3

Религия в современном мире

1. Изменения религиозной области жизнедеятельности общества……………4

2. Численность последователей современных религий……………………….10

Функции и роль религии………………………………………………………………..11

1. Функции религии………………………...…………………………………...11

2. Роль религии………………..……...………………………………………….13

Вывод…………………...………………………………………………………………..16

Список используемой литературы……………………………………………………..17

Введение

Еще каких-нибудь десять лет назад, получая знание и воспитание с материалистических позиций, мы предполагали, что такие специфические институты, как религия и ее организации перестают быть факторами национальной общественной жизни, утрачивают свои позиции в оказании воздействия на мировоззрение людей.

Анализ реальности наших дней показал ошибочность и поспешность выводов данного рода. Сегодня даже непрофессиональным взглядом обывателя можно заметить, что происходит заметная активизация религиозных учреждений, которые непосредственно стараются участвовать в решении целого ряда актуальных проблем современности. Это можно наблюдать в различных регионах, в странах с различным уровнем экономического развития, где распространены различные вероисповедания. Не обошло явление активизации религиозной деятельности и Россию, а смутное время так называемых реформ еще в большей степени способствовало усилению этой деятельности.

Являясь подсистемой общества, религия занимает в нем различное, меняющееся в ходе истории место и выполняет, сообразно с конкретно-исторической ситуацией, определенные функции.

Религия (от лат. religo - связывать, привязывать, заплетать) - это догматическая обрядовая система, отражающая мировоззренческие позиции некоторого сообщества людей. Религия означает глубинную природу человека и является формой его самоутверждения, т.е. результатом и причиной работы человека над собой, его самоограничения от всего, мешающего существованию его "Я".

Главным признаком религии является вера в сверхъестественные силы и существа, а также поклонение им. Если вера есть признак религии, то не всякая вера религиозна. Вера - это признание какой-либо информации достоверной без всякой ее перепроверки и сомнения в ее истинности. Вера может быть религиозной и светской. Человек верит, светски принимая информацию по своей воле иногда сомневаясь или критикуя ее. Религиозная же вера не разрешает сомневаться и критиковать. Святыни веры религиозной являются оберегаемыми. Неверие или сомнение в данном случае рассматривается как тяжкий грех.

Религиозную веру следует отличать от суеверий-предрассудков и заблуждений, зародившихся еще в язычестве, но возникающих и развивающихся и в современности.

Религиозная вера отличается от светской еще и тем, что непременно связана с культом и поклонением, почитанием божеств при помощи конкретно устанавливаемых действ-ритуалов.

Религиозной области жизнедеятельности общества современного мира присущи важнейшие изменения.

1.Секуляризация

В XX веке завершился процесс секуляризации общественной жизни, вытеснения из нее религии, начало которого совпадает с началом Нового времени. Это значит, что религия – и как институт, и как мировоззрение – окончательно утратила свою роль и значение в тех случаях, когда речь идет о принятии решений в политической, социальной или культурной сферах. Если вспомнить знаменитые высказывания из эпохи Просвещения, то, с одной стороны, "гипотеза Бога" так и осталась излишней, но, с другой стороны, не нужно и "выдумывать Бога", поскольку даже Его символическое присутствие не работает в современном социально-политическом пространстве.

Современное общество ориентировано, прежде всего, на ощутимый результат всякого усилия и всякой деятельности. Более того, в нем существует своеобразный культ эффективности. Побеждают ценности прикладной науки: любая идея ценна настолько, насколько она может быть реализована в производственной практике. В конечном счете, все сводится к технологии, у которой один критерий – технологичность.

Часто говорят об утилитаризме современного человека, озабоченного материальной выгодой, одержимого потребительством. Вместе с тем потребление – не что иное, как оборотная сторона эффективного менеджмента. Быть может, главное социальное последствие не в том, что люди превратились в "потребителей", а в том, что для общества определяющей стала сама эффективность "машины" – экономической, финансовой, политической, научной, социальной и т.д.

Подобное положение называют дегуманизацией. Это, в частности, означает, что сегодня профессиональная деятельность и социальный статус человека сплошь и рядом не зависят от мировоззрения, религиозной веры, нравственных ориентиров, особых талантов, личных пристрастий. Прежде всего другого они зависят от способности "вписаться" в существующие механизмы.

Надо иметь в виду, что в досекулярном прошлом религия выполняла двойную функцию. С одной стороны, она, конечно же, участвовала в социальной "прагматике", выполняя роль общественного интегратора: религия давала сакральную санкцию общественному устройству, определяла мораль, мотивировала поступки, а также направляла мысль, "одушевляла" общество. Но, с другой стороны, религия указывала человеку (как члену общества) на сверхвременные, духовные истины и тем самым придавала его существованию в мире внутреннюю глубину, а также нравственный смысл, далекий от "разумного эгоизма". Она учила, что человек человечен настолько, насколько он превышает простую "человеческую данность" – потому что вечный Бог призвал его к духовному росту и свершению по ту сторону здешней, земной "результативности".

Когда же появились другие социальные интеграторы и "мотиваторы", религия превратилась в "частное дело" отдельных индивидуумов. Это касается того исторического периода, когда множество членов общества все еще остаются христианами, но "прогресс человечества", то есть ориентация на эффективность, никак не связанную с религиозной верой, не имеет ничего общего с Церковью; скорее, наоборот. Подобная ситуация, когда "христианские ценности" еще в какой-то мере определяют жизнь общества, характерна и для части стран современного времени.

Однако можно утверждать, что с завершением процесса секуляризации христианская религия перестает быть "частным делом" отдельных людей. Если раньше она еще могла укрываться в душах и умах тех, кто в обыденной жизни следовал законам "новой прагматики без Бога", то теперь – и именно теперь – христианство по существу становится принципиальным оппонентом современной постхристианской культуры.

Религия перестала быть социально полезной, "функциональной" – и поэтому секуляризация совершилась. Но религия имеет дело с "вечным в человеке" и через человека присутствует в обществе и истории. Религия – социальна, даже если она "социально неэффективна". Место религии в жизни человека и общества не может занять ничто другое, потому что она отвечает на особые вопросы человека: об отношении к Богу и об отношении к другому – перед лицом Бога.

2. Фундаментализм.

Фундаментализм религиозный - тенденция, выражающая отрицательную реакцию консервативных религиозных кругов на секуляризацию, т.е. эмансипацию науки, культуры и общественной жизни от религии, что стало причиной маргинализации последней.

Под религиозным фундаментализмом понимается устойчивая религиозная установка или один из типов современного религиозного сознания, характерный, прежде всего для так называемых авраамических религий - иудаизма, христианства и ислама, но имеющий также параллели в индуизме, сикхизме, буддизме, конфуцианстве. Несмотря на то, что в различных религиозных контекстах проявление фундаменталистских тенденций имеет различные причины, можно говорить о глобальном религиозном фундаментализме как особом феномене, появление которого датируется серединой 1970-х годов и связано с такими явлениями, как рост христианского фундаментализма в протестантских церквах США и Латинской Америке, с типологически схожими католическими движениями (например, Opus Dei), с "исламским фундаментализмом" аятоллы Хомейни, израильским движением Gush Emunim и др.

Религиозный фундаментализм является оппозицией процессу десакрализации культуры. Он апеллирует к абсолютному авторитету божественного откровения, выраженного в священном писании (Тора, христианская Библия, Коран) или иных канонических религиозных текстах (Талмуд, святоотеческие писания, папские энциклики, законоположения шариата). При этом установка на буквальное следование тексту предполагает его однозначное понимание, что является отказом от герменевтического подхода, согласно которому возможно множество интерпретаций любого текста. Иными словами, религиозный фундаментализм предлагает "веру помимо интерпретации", что на практике приводит к требованию принять собственную интерпретацию его лидеров в качестве единственно верной. Соответственно религиозный фундаментализм выступает против плюрализма мнений, который, с его точки зрения, неизбежно ведет к релятивизму, т.е. к допущению равноправия многих истин даже в пределах одной религиозной традиции.

Следствием такой религиозной установки, как правило, является политическая позиция, которая характеризуется поддержкой крайне правых политических сил. Смысл истории, с точки зрения религиозного фундаментализма, заключается в противоборстве сил Бога и дьявола, Христа и антихриста. Подобная историософия означает отрицание идей исторической эволюции и развития и порождает усиленные апокалиптические ожидания. Мировая история последних столетий сторонникам религиозного фундаментализма представляется победой сил зла и "концом мира", под которым может пониматься безверие и нравственное разложение общества (для западных христиан), победа секулярной сионистской идеологии (для иудеев), политико-экономическая экспансия Запада (для мусульман). Причина видится в том, что религия утратила свое определяющее влияние в обществе, уступив давлению безрелигиозного гуманизма. В этой ситуации религиозные фундаменталисты считают себя избранным народом, призванным обеспечить победу Бога в истории (христианский милленаризм, иудейский мессианизм, претензии мусульман на универсальную значимость своей религии и образа жизни).

Особенность религиозного фундаментализма заключается в том, что, призывая вернуться к Традиции в формах прошлого, исторически изжитого способа доминирования религии в жизни общества, он является, в отличие от консерватизма в обычном понимании, современным проектом построения "нового мирового порядка", основанного на отвержении принципов гуманизма и демократии и утверждении тоталитарной религиозной идеологии с использованием технических средств современной цивилизации. Исходя из религиозной аксиомы греховности человека, его неспособности адекватно воспринять божественный призыв и следовать законам, ниспосланным свыше, религиозные фундаменталисты предлагают восстановить в мире порядок, опирающийся на абсолютный авторитет действующей от имени Бога религиозной власти, лишая общество завоеванного в последние столетия права на автономию. Религиозный фундаментализм есть радикальное неприятие характерного для современной эпохи разделения светского и религиозного и попытка интерпретировать религию исключительно в терминах власти над человеком, как в духовном, так и в политическом отношении.


Top