Название церковных зданий. Внутреннее устройство православного храма

Состоит храм, как правило, делится на основные части: алтарь с солеей, притвор и собственно храм.

Что такое паперть?

это, если совсем просто, крыльцо , т.е. возвышенная площадка перед входом в церковь.

Что такое притвор?

В притворе могут располагаться стеллажи с церковной литературой, свечи, иконы и другая церковная утварь, выставленная на продажу. Также там могут быть вешалки для одежды прихожан.

Основная часть храма.

После притвора, мы попадаем в собственно храм, где стоят молящиеся во время богослужения.

Как называется место перед иконостасом? Что такое солея?

Это место называется солея — возвышение перед алтарной частью храма. Солея состоит из амвона и клироса. — К На солею нельзя ступать вне особых случаев (например: Причастие).

Что такое амвон?

— это выдвинутый внутрь храма выступ в середине солеи. Амвон предназначен для чтения Священного Писания проповедей и некоторых других священнодействий.

Что такое клирос?

— это место в храме для клириков (певчих)

Что такое иконостас и царские врата в храме?

— это обычно сплошная стена, отделяющая алтарь от главного помещения православного храма и составленная из икон. Царские врата это большие центральные двери иконостаса.

Что такое алтарь в церкви?

– самое сакральное место в храме, отгороженное иконостасом от основной части храма.

Можно ли входить женщинам в алтарь?

Женщинам в алтарь вход воспрещен, а мужчины-прихожане могут заходить туда только в особых случаях и с позволения священника (например, во время крещения). Из алтаря выходят 3 двери: Царские врата (самые главные), а также северные и южные двери. Через Царские врата не дозволено никому ходить, кроме священника.

Что находится в алтаре православного храма (церкви)? ,

В середине алтаря находится Престол , который применяется для приготовления святых даров (причастия). В престоле присутствуют мощи святых, Евангелие и Крест.
В северо-восточной части алтаря, слева от престола, если смотреть на восток, у стены находится Жертвенник . Высота жертвенника равна высоте престола. Жертвенник применяется для приготовления святых даров. Возле жертвенника обычно ставится стол для положения на нем просфор, поданных верующими, и записок о здравии и о упокоении.
Что такое горнее место? Горнее — значит главное. В горнем месте в алтаре православного храме устанавливают богатое кресло для священников высокого ранга (архиереев). Горнее место является обозначением таинственного присутствия Бога и сослужащих ему. Поэтому этому месту всегда воздают подобающие почести, даже если оно, как это часто бывает в приходских храмах, и не оформлено возвышением с седалищем для епископа.

Крестово-купольные храмы

Крестово-купольный тип храма (все центральное пространство храма в плане образует крест) заимствован в Византии. Как правило, в плане он - прямоугольный, а все его формы, постепенно понижаясь от центрального купола, составляют пирамидальную композицию. Световой барабан крестово-купольного храма обычно опирается на пилон - четыре несущих массивных столба в центре здания, - откуда расходятся четыре сводчатых «рукава». Примыкающие к куполу полуцилиндрические своды, пересекаясь, образуют равноконечный крест. В своем первоначальном виде четкую крестово-купольную композицию представлял собой Софийский собор в Киеве. Классические примеры крестово-купольных храмов - Успенский собор Московского Кремля, церковь Спаса Преображения в Великом Новгороде.

Успенский собор Московского Кремля

Церковь Спаса Преображения в Великом Новгороде

По своему внешнему виду крестово-купольные храмы представляют собой прямоугольный объем. С восточной стороны, в алтарной части храма, к нему пристраивались апсиды. Наряду со скромно украшенными храмами этого типа были и такие, которые поражали богатством и пышностью внешнего оформления. Примером снова может служить София Киевская, которая имела открытые арки, наружные галереи, декоративные ниши, полуколонны, шиферные карнизы и т.п.

Традиции строительства крестово-купольных храмов нашли продолжение в церковной архитектуре Северо-Восточной Руси (Успенский и Дмитриевские соборы во Владимире и др.) Для их внешнего оформления характерны: закомары, аркатура, пилястры, прясло.


Успенский собор во Владимире

Дмитриевские соборы во Владимире

Шатровые храмы

Шатровые храмы - это классика русской архитектуры. Пример такого рода храмов - церковь Вознесения в Коломенском (Москва), воссоздающая принятую в деревянном зодчестве конструкцию «восьмерик на четверике».

Церковь Вознесения в Коломенском

Восьмерик - восьмиугольное в плане сооружение, или часть сооружения, ставился на четырехугольное основание - четверик. Восьмигранный шатер органично вырастает из четырехугольного здания храма.

Главный отличительный признак шатрового храма - сам шатер, т.е. шатровое покрытие, кровля в виде четырехгранной или многогранной пирамиды. Облицовка глав, шатров и других частей здания могла быть выполнена лемехом - продолговатыми, иногда изогнутыми деревянными дощечками с зубчиками по краям. Этот нарядный элемент заимствован из древнерусской деревянной архитектуры.

Храм со всех сторон окружен гульбищами - так в русской архитектуре назывались галереи или террасы, окружающие здание, как правило, на уровне перекрытия нижнего этажа - подклети. В качестве наружного украшения использовались ряды кокошников - декоративных закомар.

Шатер использовался не только для перекрытия церквей, но и для завершения колоколен, башен, крылец и других построек, причем как культового, так и мирского, светского характера.

Ярусные храмы

Храмы, состоящие из поставленных друг на друга и постепенно уменьшающихся кверху частей, секций, называются в архитектуре ярусными.

Представление о них можно получить, внимательно рассмотрев знаменитую церковь Покрова Богородицы в Филях. Всего здесь с подклетью шесть ярусов. Два верхних, не застекленных, предназначены для колоколов.

Церковь Покрова Богородицы в Филях

Храм изобилует богатым внешним декором: различного рода колонками, наличниками, карнизами, резными лопатками - вертикальными плоскими и узкими выступами в стене, кирпичными выкладками.

Церкви-ротонды

Храмы-ротонды - это круглые (ротонда в переводе с латинского - круглый) в плане постройки, подобные светским сооружениям: жилому зданию, павильону, залу и т.п.

Яркие образцы храмов этого типа - церковь митрополита Петра Высоко-Петровского монастыря в Москве, Смоленская церковь Троице-Сергиевой лавры. В храмах-ротондах нередко встречаются такие архитектурные элементы, как крыльцо с колоннами или колонны вдоль стен по кругу.


Церковь митрополита Петра Высоко-Петровского монастыря


Смоленская церковь Троице-Сергиевой лавры

Наиболее распространены в Древней Руси были символизировавшие вечную жизнь на небесах круглые в основании храмы-ротонды, главным составляющими внешнего оформления которых были: цоколь, апсиды, барабан, подзор, купол, паруса и крест.

Храмы - «корабли»

Кубический храм, соединенный с колокольней прямоугольным зданием, внешне напоминает корабль.

Вот почему такой тип церкви получил название «корабля». Это архитектурная метафора: храм - корабль, на котором можно пуститься в плавание по полному опасностей и соблазнов житейскому морю. Примером подобного храма может послужить церковь Дмитрия на Крови в Угличе.


Церковь Дмитрия на Крови в Угличе

СЛОВАРЬ АРХИТЕКТУРНЫХ ТЕРМИНОВ

Интерьер храма

Внутреннее пространство храма организовано так называемыми нефами (неф в переводе с французского - корабль) - продольными частями храмового помещения. В здании может быть несколько нефов: центральный, или главный (от входной двери до места певчих перед иконостасом), боковые (они, как и центральный, - продольные, но, в отличие от него, менее широкие и высокие) и поперечный. Друг от друга нефы отделены рядами колонн, столбов или арок.

Центр храма - подкупольное пространство, освещенное естественным дневным светом, проникающим через окна барабана.

По своему внутреннему устройству любая православная церковь состоит из трех основных частей: алтаря, средней части храма и притвора.

Алтарь (1) (в переводе с латинского - жертвенник) находится в восточной (главной) части храма и символизирует область бытия Божия. Алтарь отделен от остального интерьера высоким иконостасом (2). По древней традиции находиться в алтаре могут только мужчины. Со временем присутствие в этой части храма ограничилось только священнослужителями и избранным кругом лиц. В алтаре находится святой престол (стол, на котором лежат Евангелие и крест) - место невидимого присутствия Бога. Именно рядом со святым престолом совершаются важнейшие церковные богослужения. Наличие или отсутствие алтаря отличает церковь от часовни. В последней есть иконостас, но нет алтаря.

Средняя (центральная) часть храма составляет его основной объем. Здесь во время богослужения собираются на молитву прихожане. Эта часть храма символизирует область небесную, ангельский мир, прибежище праведников.

Притвор (предхрамие) - пристройка с западной, реже с северной или южной стороны храма. От остальных частей храма притвор отделен глухой стеной. Притвор символизирует область земного бытия. Иначе он называется трапезной, поскольку по церковным праздникам здесь устраиваются застолья. Во время богослужения в притвор допускаются лица, собирающиеся принять веру Христову, а также люди иной веры - «для слушания и поучения». Внешняя часть притвора - крыльцо храма (3) - называется папертью . С давних времен на паперти собираются нищие и убогие и просят милостыню. На крыльце над входомв храм помещена икона с ликом того святого или с изображением того священного события, которому храм посвящен.

Солея (4) - возвышенная часть пола перед иконостасом.

Амвон (5) - центральная часть солеи, выдающаяся полукружием в центр храма и находящаяся напротив Царских ворот. Амвонслужит для произнесения проповедей, чтения Евангелия.

Клирос (6) - место в храме, располагающееся на обоих концах солеи и предназначенное для клира (певчих).

Паруса (7) - элементы купольной конструкции в виде сферических треугольников. С помощью парусов обеспечивается переход от окружности купола или его основания - барабана к прямоугольному в плане подкупольному пространству. Они также принимают на себя распределение нагрузки купола на подкупольные столпы. Помимо сводов на парусах известны своды с несущей распалубкой - выемкой в своде (над дверным или оконным проемом) в виде сферического треугольника с вершиной ниже верхней точки свода и ступенчатые своды.


Престол (18)

Горнее место и трон для иерархов (19)

Жертвенник (20)

Царские врата (21)

Диаконские врата (22)


Внешнее убранство храма

Апсиды (8) (в переводе с греческого - свод, арка) - полукруглые выступающие части здания, имеющие собственное перекрытие.

Барабан (9) - цилиндрическая или многогранная верхняя часть здания, венчающаяся куполом.

Подзор (10) - украшение под карнизом кровли в виде декоративных деревянных досок с глухой или сквозной резьбой, а также металлических (из просечного железа) полос с прорезным узором.

Купол (11) - свод с полушаровидной, а затем (с XVI в.) в форме луковицы поверхностью. Один купол - символ единства Бога, три символизируют Святую Троицу, пять - Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь - семь церковных таинств.

Крест (12) - главный символ христианства, связанный с распятием (искупительной жертвой) Христа.

Закомары (13) - полукруглые или килевидные завершения верхней части стены, закрывающие собой пролеты свода.

Аркатура (14) - ряд небольших ложных арок на фасаде или пояс, который охватывает стены по периметру.

Пилястры - декоративные элементы, членящий фасад и представляющие собой плоские вертикальные выступы на поверхности стены.

Лопатки (15), или лизены, - разновидность пилястр, применялись в русском средневековом зодчестве как основное средство ритмического членения стены. Наличие лопаток характерно для храмов домонгольского периода.

Прясло (16) - часть стены между двумя лопатками, полукруглое завершение которой переходит в закомару.

Цоколь (17) - нижняя часть наружной стены здания, лежащая на фундаменте, обычно утолщенная и выступающая наружу по отношению к верхней части (церковные цоколи бывают как простые в виде откоса - у Успенского собора во Владимире, так и развитые профилированы - у собора Рождества Богородицы в Боголюбове).

По материалам книги Вл.Соловьева "Золотая книга русской культуры"

Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь.

В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных.

Сам храм предназначен непосредственно для верующих.

Главнейшая часть храма - это алтарь , место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм - землю. Самое важное место в алтаре - престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники. На престоле всегда находятся антиминс, напрестольное Евангелие, крест, дарохранительница, дароносица. возвышающийся посреди него.

Антиминс - главный священный предмет храма. Это освященный архиереем шелковый плат с изображением положения Христа во гроб и с зашитой частицей мощей какого-либо святого. В первые века христианства служба (литургия) всегда совершалась на гробницах мучеников над их мощами. Без антиминса службу совершать нельзя. Недаром само слово антиминс переводится с греческого как “вместопрестолие”. Обыкновенно антиминс завернут в другой плат - илитон, напоминающий повязку на голове Христа в гробу.

Дарохранительница - это ящичек в виде небольшой церковки. Здесь хранятся святые дары для причащения больных. А на дом к ним для причащения священник ходит с дароносицей.

Место за престолом у восточной стены специально делается немного возвышенным, называется “горним местом ” и считается самым святым местом даже на алтаре. Здесь традиционно располагаются большой семисвечник и большой запрестольный крест.

На алтаре, за алтарной преградой (иконостасом) у северной стены поставлен особый стол, называемый жертвенником . Здесь готовятся хлеб и вино для причастия. Для их торжественного приготовления во время обряда проскомидии на жертвеннике находятся: потир - святая чаша, в которую вливается вино с водою (симол крови Христа); дискос - блюдо на подставке для причастного хлеба (символ тела Христа); звездица - две дуги, соединенные крестом, чтобы ставить их на дискос и покров не касался частиц просфор (звездица - символ звезды вифлеемской); копие - острая палочка для вынимания частиц из просфор (символ копья, пронзившего Христа на кресте); лжица - ложечка для причащения верующих; губка для вытирания сосудов. Приготовленный хлеб для причастия накрывают покровом. Небольшие покровы называют покровцами, а самый большой - воздухом.

Кроме того, за алтарной преградой хранятся: кадильница , дикирий (двусвечник) и трикирий (трехсвечник) и рипиды (металические круги-опахала на рукоятках, которыми дьяконы веют над дарами при освящении их).

Отделяет алтарь от остального храма иконостас . Правда, некоторая часть алтаря находится перед иконостасом. Ее называют солеей (греч. “возвышение посреди храма”), а ее середину солеи - амвоном (греч. “восхожу”). С амвона священник произносит самые значительные слова при совершении службы. Амвон - символически очень значим. Это и гора, с которой проповедовал Христос; и вифлеемская пещера, где он родился; и камень, с которого ангел возвестил женам о возненсении Христа. По краям солеи у стен храма устраивают клиросы - места для певцов и чтецов. Само название клиросов происходит от названия певчих-священников “клирошане”, то есть певчие из священнослужителей, клира (греч. “жребий, надел”). У самых клиросов обыкновенно ставят хоругви - иконы на материи, прикрепленные к длинным древкам в виде знамен. Их носят во время крестных ходов.

Канонарх - одно из лиц клира. Его обязанностью является предначинание некоторых песнопений. Канонарх должен во всеуслышание провозглашать, что будет петься и на какой глас; затем он провозглашает каждую певческую строку песнопения, которая и повторяется за ним хором. Голос канонарха должен быть сильным, чистым, произношение отчетливым, ясным. Пение с канонархом сохранилось в основном в монастырях.

Облачение – название одежд, в которые облекаются священнослужители во время богослужения.

Епитрахиль (греч. – на шее) – принадлежность священнического облачения: длинная, широкая лента, надеваемая на шею. Концы ее скреплены пуговицами и спускаются на грудь, доходя почти до земли.

Жезл – символ духовной власти. Древнейшие изображения представляют Спасителя в виде Пастыря (Пастуха) с посохом в руке. С жезлом (посохом) изображались и апостолы. В виду преемственности духовной власти жезл от апостолов перешел к их преемникам –

Несмотря на то, что все православные храмы различаются по своим размерам, отличительным особенностям , а также видам материалов, которые были использованы для их постройки, — все они имеют одинаковое внутреннее устройство.

Поэтому, где бы ни был расположен православный храм, он состоит из одних и тех же функциональных частей. Каждая из частей внутреннего устройства храма имеет свое особое, четко продуманное практическое назначение. Также все части имеют собственные названия, берущие свои истоки из глубины веков.

К тому же, наряду с функциональным предназначением, каждая часть во внутреннем устройстве храма несет важное символическое значение, которое должно быть понятно каждому верующему, который приходит в для совершения молитвы. В этой статье мы рассмотрим основные части внутренней конструкции православного храма, а также узнаем значение некоторых слов из церковной терминологии.

При входе в православный храм нас встречает паперть — это крыльцо или небольшая открытая терраса, накрытые сверху крышей. Над входными дверями обязательно находится икона с изображением святого, определенного события или праздника, в честь которого и был возведен данный храм.

Интересен тот факт, что в храм ведут три двери. И этот обычай берет свое начало с древних времен раннего христианства, когда мужчины и женщины еще не могли входить в храм через одну и ту же дверь. Эта давняя традиция в архитектурном храмов сохранилась и на сегодняшний день.

Части внутреннего устройства храма.

Внутренняя конструкция каждого православного храма делится на три основные части, каждая из которых несет свою собственную определенную функциональную и смысловую нагрузку. Среди них можно назвать следующие:

  • притвор;
  • средняя часть — это, собственно, и есть само помещение храма, значение которого подчеркивает соответствующее оформление ;
  • алтарь.

Рассмотрим более подробно, какими признаками характеризуется каждая из этих конструкционных частей и какое функциональное назначение она выполняет. В христианской религиозной традиции мало что изменилось с древнейших времен, и поэтому можно смело говорить о том, что такое же устройство имели православные храмы, построенные еще несколько веков назад.

Роль притвора в храме.

В древние времена в притворе могли находиться те посетители, кто еще на успел принять христианское вероисповедание. Они просто могли приходить и смотреть на богослужение, но в середину храма им не было доступа. Это была мера предосторожности для того, чтобы в храм не проникали темные, неведомые силы и он не осквернялся. Но в то же время нужно было привлекать людей и наставлять их на путь христианского вероисповедания.

Именно в притворе ранее размещалась купель — специальный сосуд, предназначенный для проведения обряда крещения. И только после совершения над ним обряда крещения новоиспеченный христианин мог войти в храм, чтобы присутствовать на богослужении в качестве полноправного прихожанина. После этого ему был открыт доступ в среднюю часть храма, где он мог подойти и поклониться иконам, а также выслушать проповедь батюшки — православного священника.

Для крещения младенцев использовались купели небольшого размера, а вот для крещения взрослых прихожан впоследствии стали делать довольно вместительные купели, которые были искусно украшены изображениями из мозаики на религиозную тематику. И на сегодняшний день купели в некоторых храмах стали настоящими произведениями искусства.

В наши дни притвор во многом утратил свое изначальное назначение, и представляет собой обыкновенное преддверие, через которое каждый желающий может попасть в среднюю часть храма. В праздничные дни, когда посетителей в храме очень много, в притворе толпятся те люди, которые пришли позже других, и поэтому не успели зайти внутрь храма.

Раньше православный храм был условно разделен на три части небольшими деревянными решетками — перегородками, потому что считалось, что во время богослужения и молитвы мужчины и женщины не могут находиться вместе.

В наши дни храм представляет собой единое, просторное помещение, центральное место в котором занимает иконостас. Он представляет собой практически сплошную стену, украшенную множеством икон православных святых, которые размещены в четко установленном порядке.

Устройство солеи.

Перед иконостасом находится солея , которая представляет собой приподнятую на одну ступеньку часть храма, которая предназначена для того, чтобы верующие имели возможность лучше видеть и слышать богослужение.

Средняя часть солеи выступает вперед и называется амвоном — с него православный священник произносит проповедь, а дьякон читает Евангелие. Эта выступающая часть выполняет роль своеобразной сцены, с которой прихожанам лучше видны все действия священника и слышны его слова.

Также на солее находятся отгороженные места, которые называются » клиросы» — именно там во время богослужения размещается хор. Клиросы расположены с правой и с левой стороны. Это сделано затем, что некоторые церковные песнопения должны исполняться двумя хорами одновременно.

Назначение церковных светильников.

Также на солее находится большое количество самых разнообразные светильников, каждый из которых имеет свое собственное название и функциональное назначение. Обычные подсвечники ставятся на пол, а паникадила подвешиваются к потолку.

На первый взгляд паникадило по своей конструкции напоминает очень красивую , имеющую несколько ярусов, на каждом из которых горят зажженные свечи. Впрочем, в наши дни их зачастую заменяют электрическими лампочками.

Перед иконами подвешиваются лампады — светильники небольшого размера, наполненные маслом. Когда в них горят свечи, то их пламя, колеблющееся от малейшего движения воздуха, создает в храме атмосферу нереальности и таинственности всего происходящего. Это ощущение многократно усиливается посредством игры света и тени на многочисленных блестящих деталях иконостаса.

С точки зрения христианской религии, огонь выражает пламенную любовь верующих к Богу и конкретно к тому святому, перед ликом которого и поставлена свеча. Именно поэтому свечи принято ставить перед изображением того святого, к которому верующие обращается с просьбой о помощи или содействии в решении жизненных вопросов.

Во время проведения богослужения священник использует еще один светильник, который он носит в руках и осеняет им верующих. Он состоит из двух перекрещенных свечей и называется дикирием . Когда службу проводит священник более высокого сана — архиерей или патриарх, то используется светильник в тремя свечами — он называется трикирий .

Важной частью богослужения является обряд использования кадила. В кадиле с древнейших времен сжигались особые ароматические вещества. Этот обычай сохранился и до наших дней в православной церковной традиции.

В кадило , которое представляет собой небольшой сосуд с щелями, предназначенными для прохождения воздуха, вкладываются тлеющие угли и кусочки ароматической смолы — ладана, который издавна используется в православных богослужениях. Во время службы священник раскачивает кадило и окуривает благовонным дымом ладана верующих, иконы и святые дары. Поднимающиеся вверх облачка ароматного дыма являются символом святого духа.

Устройство иконостаса.

Иконостас представляет собой стену, которая отделяет основное помещение храма от алтаря. Это одна из самых красивых частей во внутреннем убранстве православного храма, потому что вся стена иконостаса украшена иконами многочисленных христианских святых. Каждая изображает определенного святого или великомученика, и все они размещаются в строгом порядке.

В иконостасе расположены три двери. Две из них небольшие, и они находятся с правой и с левой стороны. А в центре расположена главная дверь — так называемые Царские врата.

Название этой двери означает, что сам Бог (в христианской религиозной традиции его еще величают Царем) незримо входит в эту дверь во время проведения богослужения. Поэтому обычно Царские врата закрыты. Проходить сквозь них имеют право только священники.

Составные части алтаря.

Однако важнейшей частью каждого православного храма является алтарь . Это закрытая, последняя часть внутреннего устройства храма, в которую запрещен доступ верующих. Поэтому право входить туда имеют только священнослужители, которые совершают там определенные ритуальные действия для проведения церковной службы по всем канонам христианской религии.

Центральное место в алтаре занимает престол, который по сути является обыкновенным столом. Он накрыт антиминсом — шелковым платком, на котором вручную вышито изображение сцены положения Иисуса Христа в гроб. На антиминсе также делается надпись о дате освящения данного храма. Освященный патриархом антиминс присылается в храм, и только с этого времени с ним можно совершать обряд богослужения.

Антиминс накрыт одеждами — сначала тонкой, которая называется срачицей, а сверху еще одной — индитией. Индития по своему внешнему виду напоминает скатерть из дорогой парчи, которая спускается до самого пола.

На престоле находится крест, Евангелие в богато украшенном переплете, а также дарохранительница — это специальный сосуд, который предназначен для хранения освященной просфоры.

С левой стороны от престола устанавливается еще один стол, который называется жертвенником. На нем хранятся священные сосуды — потир и дискос. На жертвеннике также совершается приготовление святых даров для проведения богослужения.


Top